Примерное время чтения: 10 минут
79

[Есть ответы] Ваши вопросы от 05.09.1983

Неоднократно на страницах газет поднимался вопрос о нерациональном отвлечении людских ресурсов промышленных предприятий на сельскохозяйственные работы. Какие изменения будут вноситься в практику оказания шефской помощи со стороны городских организаций и предприятий колхозам и совхозам?

Г. Кулиев, Нальчик.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ годы, в результате осуществления партией и правительством мер по дальнейшему развитию сельского хозяйства, значительно укрепилась материально-техническая база колхозов и совхозов, повысилась занятость сельского населения на работах в общественном производстве, возросла производительность труда. Многие колхозы и совхозы при сокращении численности работающих выполняют все сельскохозяйственные работы собственными силами и в установленные агротехнические сроки.

Однако в районах, недостаточно обеспеченных рабочей силой, привлекаются - в основном на уборку урожая - рабочие и служащие промышленных предприятий и организаций. Это относится в первую очередь к Нечерноземной зоне РСФСР, где многие хозяйства испытывают острый недостаток трудовых ресурсов. Как отмечалось в газете "Известия", занятость основных рабочих здесь уже сейчас превышает нормальную. Так, при занятости среднегодового работника промышленности 231 рабочий день в год, у колхозников она составляет 257 дней. В одиннадцатой пятилетке население в трудоспособном возрасте в этой зоне, по расчетам специалистов, уменьшится на 700 тыс. человек и в двенадцатой - на 800 тыс. человек. Сезонная недостаточность трудовых ресурсов колхозов и совхозов восполняется за счет шефской помощи городских предприятий и организаций, практика которой постоянно совершенствуется.

Многие промышленные предприятия и организации устанавливают постоянные связи с подшефными колхозами и совхозами.

Силами квалифицированных специалистов оказывается подшефным хозяйствам помощь в механизации трудоемких процессов производства, снижая тем самым потребность хозяйств в дополнительной рабочей силе. Создаются специализированные бригады из числа рабочих и служащих, прошедших специальную подготовку, для выполнения сельскохозяйственных работ, что позволяет промышленным предприятиям значительно сократить численность работников, направляемых на сельскохозяйственные работы, и обеспечивать нормальную работу предприятий.

Однако известно, что сложившаяся практика оказания шефской помощи колхозам и совхозам имеет ряд недостатков. Для искоренения их в порядок организации шефской помощи будут внесены некоторые изменения. Госкомтрудом СССР совместно с другими ведомствами подготовлены и внесены в правительство предложения по повышению эффективного использования труда рабочих и служащих, привлекаемых на сельскохозяйственные работы Предусматривается повысить ответственность колхозов, совхозов и сельскохозяйственных органов за обоснованность заявок на дополнительную рабочую силу, заключать двусторонние экономически взаимовыгодные соглашения, повысить материальную заинтересованность рабочих и служащих, привлекаемых на сельскохозяйственные работы. Вносятся и другие изменения в практику оказания шефской помощи со стороны городских предприятий и организаций колхозам и совхозам.

* * *

Приходилось слышать, что в нашей стране существует проблема экспозиции музейных фондов. Как она решается, приведите данные по развитию музейного дела у нас в стране.

В. Абакумов, пропагандист, Москва.

НАПОМНИМ, что в нашей стране сейчас насчитывается 1681 музей, а число посещений составляет более 166 млн. в год (против 34,3 млн. в 1940 г.). Кроме того, начиная с 1959 г. постоянно работает Выставка достижений народного хозяйства СССР, где ежегодно бывает свыше 10 млн. человек.

Известно также, что музеи в СССР находятся на государственной дотации и государство всегда, даже в самые тяжелые и трудные периоды, уделяло развитию музейного дела серьезное внимание.

Между тем проблема экспозиции музейных фондов, о которой Вы упомянули, действительно существует. Музейный фонд СССР - это огромное богатство. Чтобы оценить сложность и масштабность решаемых здесь задач, достаточно привести такие данные: в музеях страны насчитывается 50 млн. единиц хранения (это более 200 млн. предметов). При этом надо иметь в виду, что немало экспонатов находится в запасниках. Сделать их "видимыми", демонстрировать посетителям, и не от случая к случаю, а постоянно - важная задача. Как же ее решают в нашей стране?

Во-первых, из года в год увеличиваются экспозиционные площади. И государство вкладывает в это немалые средства.

Во-вторых, развивается система передвижных выставок. Они давно уже стали традиционными в советской музейной практике, ибо не каждый человек может посетить тот или иной центральный музей. Передвижные же экспозиции могут приехать (и приезжают!) из многих культурных центров в самые отдаленные районы страны. Большой популярностью у населения пользуются автомузеи, вагоны-музеи, музеи-пароходы.

В-третьих, многие крупные музеи помогают укомплектовывать новые коллекции, передавая периферийным (безвозмездно, естественно) произведения из своих запасников.

Таким образом, "проблема фондов" решается в основном неуклонным увеличением сети музеев, их экспозиционной площади и расширением выставочной деятельности. В этом направлении и продолжается работа.

О развитии музейного дела в СССР можно судить по прилагаемой таблице.

ЧИСЛО МУЗЕЕВ (на конец года)

* * *

Из печати известно, что в Америке уже началась неофициальная избирательная кампания. Не могли бы вы рассказать о наиболее серьезных соперниках нынешнего президента? Если Рейган потерпит на предстоящих выборах поражение, можно ли ожидать существенного изменения во внешнеполитическом курсе США?

А. Лубенский, г. Черкассы.

С ФОРМАЛЬНОЙ точки зрения, еще рано говорить о соперниках президента на предстоящих в 1984 г. выборах, ибо Рейган, хотя, по сути, и начал борьбу за свое переизбрание, еще не выдвинул официально свою кандидатуру. По мнению многих американских журналистов, время сейчас для этого очень неподходящее, если учесть н Довольство избирателей авантюристическим курсом Вашингтона в Центральной Америке, а также воздействие на американское общественное мнение "нового уотергейта" - крупного скандала, из- за обнаружившихся махинаций во время прошлой избирательной кампании в 1980 г.

Журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" характеризует нынешний, пока "скрытый" этап предвыборной кампании президента как "разминку перед вступлением в открытую борьбу". Предполагают, что официально она может начаться во второй половине ноября. А пока, отмечает в "Нью-Йорк таймс" известный американский обозреватель Джеймс Рестон, Рейган "ведет игру в "будет или нет". Он парализовал всех других потенциальных республиканских кандидатов, которые днем ждут его решения, а по ночам им слышатся крики "Да здравствует президент!" в их адрес".

"Команда" Р. Рейгана делает ставку на те возможности и преимущества, которые автоматически получает кандидат на президентский пост, если он уже его занимает, а также на полученный в Голливуде актерский опыт Рейгана. Ему рекомендуют продолжать играть роль простого, доступного, внешне обаятельного человека. Советников президента, однако, немало тревожит все шире высказываемое мнение американцев, что нынешний хозяин Белого дома "не умеет ладить с русскими" (это очень важно с точки зрения общественного мнения Америки), что он имеет весьма расплывчатое представление о внешнем мире и о стратегических проблемах. Судя по результатам недавних опросов общественного мнения, более половины избирателей не хотят видеть Рейгана кандидатом в президенты на новый срок.

Из демократов - потенциальных соперников Рейгана в Белом доме особенно опасаются Джона Гленна, сенатора, бывшего астронавта, и Уолтера Мондейла, бывшего вице-президента в правительстве Картера, которые, по мнению помощников Рейгана, будут наиболее сильными кандидатами, если кого-то из них выдвинет национальный съезд их партии. Как показывают опросы общественного мнения, если бы выборы проводились сегодня, то и Мондейл и Гленн могли бы набрать столько же голосов, сколько и Рейган, или даже обошли бы его.

Избирательную кампанию начали также демократы Глен Харт, который возглавлял комиссию по вопросам разоружения, сенатор Кренстон, выступающий с активных позиций замораживания гонки ядерных вооружений... Список претендентов пополняется.

На вопрос же читателя, можно ли ожидать изменения внешней политики США при каком-либо другом президенте, однозначного ответа быть не может. И, конечно, дело не только в Рейгане, хотя нельзя отрицать его немалый личный вклад в милитаризацию внешнеполитического курса Вашингтона и, как следствие, рост международной напряженности. Но все же Рейган - лишь выразитель воинственности военно- промышленного комплекса Соединенных Штатов, чьи интересы он и защищает, чье стремление к гегемонии над всем миром он отражает своей политикой.

Может ли эта политика измениться? Или хотя бы претерпеть некоторую корректировку? Думается, да. На это может оказать влияние последовательная миролюбивая позиция нашей страны и других социалистических государств, а также быстро растущее антивоенное движение, в том числе в самих США. Уже и сейчас Р. Рейган и его окружение с оглядкой на общественное мнение все чаще начинают прибегать к миролюбивой риторике,, наводя косметику на свой политический курс. Необходимость такой косметики - немаловажный показатель того, что ни один государственный деятель уже не может игнорировать стремление народа к миру.

* * *

Объясните, пожалуйста, почему Украинская и Белорусская ССР имеют свои представительства в Организации Объединенных Наций.

А. Меленти, г. Ровно.

КАК ИЗВЕСТНО, накануне завершающих ударов вооруженных сил государств антигитлеровской коалиции по фашистской Германии состоялась Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов Америки (4 - 11 февраля 1945 года).

Одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся участниками конференции, был вопрос о создании международной организации по поддержанию мира и обеспечению безопасности народов, позднее получившей название Организации Объединенных Наций. Ее задача должна была состоять в том, чтобы сделать невозможным возникновение новой, еще более ужасной мировой войны.

В ходе обсуждения этого вопроса советская делегация выдвинула предложение, чтобы членами ООН стали две суверенные советские союзные республики - Украина и Белоруссия. Обосновывая это предложение, глава советской делегации И. В. Сталин подчеркнул большой вклад, внесенный УССР и БССР в дело разгрома гитлеровской Германии, героическую роль, сыгранную населением этих республик, а также его непреклонную волю к сопротивлению фашистским захватчикам и стойкость, с которой оно вынесло неимоверные страдания в годы войны.

Благодаря настойчивым усилиям советской делегации на Крымской конференции было достигнуто соглашение о том, что делегации Соединенных Штатов и Англии на предстоявшей конференции государств - учредителей Организации Объединенных Наций поддержат предложение о приглашении Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик участвовать в Организации в качестве государств-основателей.

Одновременно американская делегация возбудила вопрос о предоставлении США двух дополнительных голосов в ООН. Советская делегация не возражала против этого предложения.

Учредительную конференцию Организации Объединенных Наций было решено созвать 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско.

Незадолго до открытия конференции в Сан- Франциско, на своей последней перед кончиной пресс-конференции 5 апреля 1945 г., президент Ф. Рузвельт заявил, что он отказался от двух дополнительных голосов для США.

В связи с этим в повестку дня конференции в Сан- Франциско, созванной для выработки Устава ООН и его подписания, было включено лишь предложение Советского Союза.

Решение о включении обеих советских республик в число государств - основателей Организации Объединенных Наций было принято единогласно всеми делегациями.

Ответы подготовили: А. АЛЕКСАНДРОВ, В. ВОЛКОВ, Г. АРИЕВИЧ, О. БРЮШКОВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно