Примерное время чтения: 6 минут
106

ИСКУССТВО. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

На вопросы нашего корреспондента В. Волкова отвечает первый секретарь правления Московской писательской организации Ф. КУЗНЕЦОВ

КОРР.: Феликс Феодосьевич! Известно, что литература, искусство, вся духовная сфера жизни советского общества находятся под постоянным прицелом наших идеологических противников. Каковы основные направления их диверсий?

КУЗНЕЦОВ: Сегодня мобилизованы и брошены в атаку против нас немалые силы. Выходят сотни томов и тысячи статей, в которых фальсифицируются современный литературный н художественный процесс, история нашей литературы и искусства.

Если иметь в виду теоретический "фундамент", так сказать, исходные идейно-эстетические позиции, то главную цель идеологических атак на советскую культуру составляет социалистический реализм. "Советологи", "оккупировавшие" кафедры славистики, стремятся подменить реалистический метод постижения действительности модернизмом, эстетикой "массовой культуры".

Нельзя не заметить их настойчивого стремления всячески превозносить и искусственно противопоставлять двадцатые годы другим периодам, а дореволюционный период, начало двадцатого столетия вообще провозглашаются как некий "серебряный" век в истории русской культуры. В этом сложном времени наших идейных противников привлекают религиозно- мистические искания и декаданс, а в двадцатых годах - авангардизм и различные течения модернистского характера.

Следует особо подчеркнуть, что история не только советской и русской литературы, но и история нашего народа вообще является сегодня полем острейшей идеологической борьбы. Все средства воздействия Запада на умы и сердца людей, в том числе печать, кино, радио, телевидение, мобилизованы на то, чтобы вводить в заблуждение людей, внушать им представление о "райской жизни" при капитализме и в то же время клеветать на реальный социализм, представлять в искаженном виде миролюбивую политику СССР.

КОРР.: Не могли бы Вы привести несколько конкретных примеров использования художественного творчества в подобных целях?

КУЗНЕЦОВ: Сейчас в Голливуде заканчиваются съемки кинофильма "Парк Горького" по одноименному роману М. Смита, где речь идет о "кознях Москвы". Нью-йоркский журнал "Тайм", пришедший в восторг от этого романа, писал, что Смит "создал лучший боевик 80-х годов - с блеском, умом, моральным резонансом, характерами, достойными Достоевского", богатый "социальным содержанием". В действительности же роман является еще одним пасквилем на СССР.

Печально, но факт: от своих американских коллег не желают отставать писатели, кинематографисты, работники телевидения других западных стран. Шумный успех в ФРГ имел роман писателя Ф. Форсайта "Дьявольская альтернатива", в котором живописуется, как осуществлялся секретный "план Борис" (сюжет говорит сам за себя: советская танковая армада за несколько часов оккупирует Западную Европу). В Англии недавно вышел фильм "Дерзающий побеждает", повествующий о том, как подстрекаемые Востоком террористы захватывают резиденцию американского посла в Лондоне и требуют одностороннего ядерного разоружения Запада.

К идеологической пропаганде подключаются, помимо литературы и кино, и другие виды искусства, вплоть до традиционно развлекательного. Ответственный сотрудник Информационного агентства США, например, заявил недавно, что программы известного джазового исполнителя У. Коновера - "одно из мощнейших орудий американской внешней политики", так как служат хорошей приманкой для привлечения внимания советской публики к политическим передачам "Голоса Америки".

КОРР.: Какие новые средства пускаются в ход нашими идеологическими противниками в настоящее время?

КУЗНЕЦОВ: Сегодня классовый враг, разрабатывая свои стратегические планы, ищет новые пути и возможности для диверсионного вмешательства в жизнь наших творческих союзов, для идеологического воздействия на иных представителей творческой интеллигенции.

Прямым результатом подобной диверсионной работы явился пресловутый альманах "Метрополь", который был задуман как крупная подрывная акция, призванная продемонстрировать наличие у нас чуть ли не целого слоя некой "неофициальной" литературы, не получающей выхода к читателю, и тем самым доказать отсутствие в нашей стране "свободы слова".

В разоблачении этой провокации Московская писательская организация пошла простым путем: в нескольких десятках экземпляров мы размножили "Метрополь" и предложили ознакомиться с ним крупным и уважаемым мастерам слова. А затем устроили публичное обсуждение сего сборника с последующей публикацией его итогов в нашей писательской печати. И оказалось, что "король-то - голый", поскольку решительно никаких художественных ценностей, якобы запрещенных цензурой, в сборнике не оказалось, зато было немало обыкновенной пошлости и графомании на грани порнографии и антисоветчины.

Признав свое полное поражение, инициатор этой стряпни В. Аксенов выехал за рубеж, а его помощники, сознательно вставшие на путь провокации, оказались вне нашего творческого Союза. Тем же из иных известных писателей, кто попал в эту компанию по идейной незрелости, жизнь преподала суровый урок, который, надеемся, пошел им на пользу.

История с "Метрополем" словно осветила ярким прожектором еще один диверсионный прием врага в отношении нашей творческой интеллигенции: индивидуальную обработку идеологически незрелых людей, в частности издание их произведений за рубежом. Для этих целей спецслужба США создала в Мичигане специальное издательство "Ардис", возглавляемое "советологом" К. Профером. Именно там появился на свет "Метрополь", переправленный его составителями нелегально за границу, там широко печатался Аксенов. Тем же незаконным путем изданы и произведения некоторых других авторов, не опубликованные в СССР. В различных издательствах США и Европы в обход Всесоюзного агентства охраны авторских прав в последнее время напечатан ряд произведений, принадлежащих перу литераторов, проживающих в СССР. Ядро этого новоявленного "тамиздата" составляют книги откровенно антисоветского характера, их авторы - люди, исключенные из Союза писателей СССР.

Случаи, подобные приведенным, крайне редки.

В целом советская творческая интеллигенция сегодня едина и сплочена вокруг Коммунистической партии как никогда. В своей речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов сказал: "Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно уметь донести в доходчивой и убедительной форме правду о социалистическом обществе, о его преимуществах, о его мирной политике до широчайших народных масс во всем мире. Не менее важно умело разоблачать лживую подрывную империалистическую пропаганду. Нам нужна хорошо продуманная единая система контрпропаганды - динамичная и эффективная".

Эти слова - программа действий для творческой интеллигенции нашей страны. Они приобретают особый вес в свете сегодняшней международной обстановки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно