Примерное время чтения: 7 минут
212

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Торговля и потребление

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС в условиях зрелого социализма предполагает непрерывное развитие общественных и личных потребностей. Это означает не только количественный рост потребления тех или иных видов материальных благ (например, таких продуктов питания, как мясо, или таких предметов длительного пользования, как холодильники, телевизоры и т. д.), но также непрерывное расширение сферы торговли, изменение самого набора потребностей. Если такие основные материальные потребности, как обеспечение продуктами по рациональным, научно обоснованным нормам, а также удобной и красивой одеждой и обувью по сезону в соответствии с гигиеническими требованиями и климатическими условиями и т. д., в общем и целом ограниченны (а поэтому их доля в расходах семей по мере роста благосостояния снижается), то другие важнейшие потребности, как личные (например духовные), так и особенно общественные, будут развиваться беспредельно вместе с развитием общественного производства, создающего новые потребности и одновременно средства для их удовлетворения.

Такова общая тенденция социально-экономического развития социалистического общества, пронизанная глубокой внутренней диалектикой. Разрешение противоречия между потребностями и производством и его возникновение на новой базе - важнейшая движущая сила общественного прогресса.

За последнее время личные потребности в нашей стране активно развивались. Например, вслед за радиоприемниками, телевизорами, фотоаппаратами, холодильниками, магнитофонами в быт все больше входят личные автомобили, мотоциклы, портативные калькуляторы и т. д. Изменяется структура питания, растет спрос на продукты, богатые животными белками и витаминами. В требованиях к одежде и обуви, мебели и предметам домашнего обихода все большее значение приобретают эстетические моменты, учет моды. (Мы здесь не касаемся других важнейших областей, таких, как жилье, общественный транспорт и т. д., поскольку речь идет о потребностях, удовлетворяемых через торговлю.)

За последние 12 лет розничный товарооборот государственной, кооперативной и колхозной торговли увеличился на 76 проц.

В нашей стране на сегодняшний день рост потребностей населения в продукции ряда отраслей существенно опередил рост производства. Это явление носит, безусловно, временный характер, оно находит зримое выражение в дефицитности некоторых продуктов питания (прежде всего мясных и молочных, кое-где - фруктов и овощей), а также ряда промышленных товаров широкого потребления (хлопчатобумажных тканей, некоторых предметов длительного пользования и других).

ДЕФИЦИТ И ЭКОНОМИКА

Проблема дефицита не может рассматриваться как "чисто экономическая". Она является глубоко социальной по своей природе, поскольку нехватка товаров в торговле самым непосредственным образом воздействует на умы людей, особенно в тех случаях, когда ставит их в неравное положение в зависимости не от трудового вклада (что справедливо), а от "незаработанного рубля", и таких факторов, как близость к источникам снабжения, личные знакомства, наличие резерва свободного времени для посещения магазинов и т. д. (что, конечно, несправедливо).

Во многих случаях, поскольку уровень снабжения разнится по регионам и населенным пунктам, дефицит оказывает существенное влияние и на миграционные процессы - как на маятниковую миграцию, в пределах города или прилегающей к нему территории, перегружающую общественный транспорт, так и на перебазирование населения в другие места жительства.

Следует заметить, что нормальное развитие экономики предполагает некоторый уровень дефицита, без которого нет прогресса. Так, дефицит вполне закономерен в определенных границах при появлении новых товаров, производство которых только начинает развертываться, равно как новых образцов одежды, обуви, галантереи и т. д. Дефицит становится существенной социальной проблемой только тогда, когда нарушается механизм, с помощью которого он может сравнительно быстро и легко погашаться - либо за счет налаживания массового производства новых товаров, либо путем регулирования на основе гибкой политики цен, либо, наконец, в особых случаях, путем временного введения нормирования.

Причины дефицитности различных групп товаров в нашей стране в настоящее время различны. Например, производство продуктов животноводства не покрывает платежеспособный спрос прежде всего потому, что отстает от объемов, необходимых для удовлетворения потребностей населения по научно обоснованным нормам. Дефицит большинства видов книжной продукции обусловлен колоссально возросшими потребностями народа в книгах и журналах в результате осуществления всеобщего среднего образования при недостаточном (для удовлетворения "книжного голода") росте производства бумаги. В то же время производство тканей, одежды, обуви, будучи в целом достаточным по количественным показателям, расходится с требованиями потребителей по качеству и ассортименту.

РОЛЬ ТОРГОВЛИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕФИЦИТА

Торговля призвана выполнять две социально-экономические функции: она должна, во-первых, соответствующим образом "настраивать" производство на удовлетворение изменяющихся потребностей народа и, во-вторых, с наименьшими затратами общественного труда и наиболее эффективно, при минимальных потерях времени населения удовлетворять нужды граждан во всех регионах и населенных пунктах страны в товарах, имеющихся при достигнутом уровне производства. Обе эти функции наша торговля сегодня выполняет, но далеко не безупречно, что вызывает многочисленные нарекания потребителей и обусловливает недовольство трудящихся работой определенных торговых организаций.

Однако "виновата" не только торговля.

Воздействие, оказываемое торговлей и системой общественного питания на формирование планов производства сельскохозяйственных продуктов и промышленных товаров широкого потребления, в настоящее время явно недостаточно. Заявки торговых организаций на непродовольственные товары учитываются промышленными предприятиями и объединениями не полностью по количеству и, что еще хуже, по номенклатуре, ассортименту, качеству.

Советские предприятия могут производить многие промышленные товары на уровне лучших мировых стандартов. Но при переходе к массовому производству качество поставляемых в торговую сеть товаров оказывается существенно ниже образцов, демонстрирующихся на выставках и оптовых ярмарках при заключении договоров на поставку.

Там, где к поставщикам предъявляются должные требования, картина складывается порой невеселая. Так, например, специалистами карельской республиканской торговой базы Росторгодежда за 10 месяцев 1981 г. было забраковано 72,1 проц. изделий, поступивших с двух предприятий швейной промышленности Армянской ССР.

Торговые организации только на одной оптовой межреспубликанской ярмарке отказались от закупки недоброкачественной и устаревшей обуви на 300 млн. руб. Некоторые же предприятия в погоне за валом стремятся выпускать изделия технологией попроще, но ценой подороже, и в результате покупатель справедливо жалуется, что трудно приобрести недорогие товары.

КООПЕРАТИВНАЯ ТОРГОВЛЯ И КОЛХОЗНЫЙ РЫНОК

Особо следует остановиться на роли кооперативной торговли в закупке и реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах сельских жителей, в садово-огородных кооперативах рабочих и служащих, а также собираемых населением дикорастущих ягод, грибов, орехов, лекарственных растений. Эти возможности используются пока крайне недостаточно. Так, продажа мяса потребительской кооперацией по комиссионной цене составила по стране в 1980 г. 252,5 тыс. т, т. е. в пересчете на одного городского жителя - около 0,7 кг в год.

Инициатива передовых райпотребсоюзов в различных зонах страны свидетельствует, что при четко налаженной системе закупок, обеспечении своевременной, обусловленной договорным сроком подаче транспорта, стимулировании производства в личных хозяйствах, "встречной" продажей кормов для скота, простых орудий труда, химикатов, стройматериалов, а также дефицитных товаров широкого потребления масштабы комиссионной торговли могут в короткие сроки резко возрасти.

Белорусские кооператоры, например, взяли на себя обязательство в текущей пятилетке удвоить закупку и продажу сельхозпродуктов. Немалую роль в решении этой задачи может сыграть организация пунктов откорма скота при предприятиях общественного питания, позволяющая полностью использовать пищевые отходы.

Увеличение комиссионной торговли продуктами питания будет также способствовать снижению цен на рынке.

Дальнейшее развитие на договорных началах подлинно хозрасчетных отношений между торговыми организациями и предприятиями общественного питания, с одной стороны, и промышленными предприятиями, колхозами, совхозами, а также мелкими производителями, с другой - таков основной рычаг, с помощью которого торговля может усилить стимулирующее воздействие на рост производства товаров личного потребления (а также некоторых простых средств производства, используемых в домашнем и личном подсобном хозяйстве), способствуя тем самым приближению производства к уже сложившимся и изменяющимся потребностям населения.

Более полное использование хозрасчетных отношений в плановом хозяйстве с целью оптимальной его ориентации на удовлетворение количественно растущих и качественно изменяющихся потребностей народа - таков основной путь приведения к соответствию потребностей и производства, изживания пресловутого дефицита и всех связанных с ним негативных явлений.

М. РУТКЕВИЧ, член-корреспондент АН СССР, доктор философских наук, профессор

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно