Примерное время чтения: 6 минут
151

КУЛЬТУРА. ВОЙНА И ЛИТЕРАТУРА

Художественные произведения о Великой Отечественной войне на протяжении многих лет вносят весомый вклад в развитие советской литературы.

Между тем наши недруги на Западе ничем, не гнушаются, чтобы лучшие произведения советских писателей о войне истолковать превратно, в тенденциозном плане. В частности, у "советологов" нередки высказывания, что в СССР слишком уж чаете пишут о столь "давнем событии", как Великая Отечественная война, что эта тема советским писателям навязывается, так сказать, диктуется.

Вот какое мнение на этот счет высказал известный литературовед, доктор филологических наук В. И. БОРЩУКОВ.

Вторая мировая война стала уроком для всего человечества. Для советского народа она была Великой Отечественной. И хотя мы одержали в ней блестящую победу, что явилось ярчайшим доказательством несокрушимости нашего строя, никто из нас не должен и не вправе забывать этих уроков. Отсюда и острая необходимость в точных, правдивых оценках явлений минувшей войны, которые дает и все еще должна дать советская литература.

Почему антивоенная тема так сильна в советской литературе? Я думаю, что всякое настоящее искусство - оно антивоенно. Особенно сейчас, когда человечество подошло к той черте, за которой - мировая война, угроза уничтожения всего живого на земле. И люди все отчетливее это сознают. Кроме того, мы слишком тяжело пережили прошлую войну. Ведь ни одна страна не понесла таких страшных потерь.

Большинство писателей, пишущих ныне на военную тему, в возрасте 17 - 18 лет ушли на фронт. Затем на плечи этого уже повзрослевшего поколения легла вся тяжесть послевоенного восстановления разрушенного гитлеровцами народного хозяйства. И нелогично было бы писать о тех годах, не касаясь минувшей войны.

А если говорить о диктате, то тему минувшей войны диктует советскому писателю его сердце, его гражданская совесть, гуманистические идеалы общества, в котором он живет.

Пренебрегая всем этим, наши идейные противники продолжают утверждать, что советская литература, скажем, периода войны, является, за редкими исключениями, не собственно художественной, а чисто агитационно- пропагандистской, что вследствие этого она якобы была ограничена и тематически и в использовании изобразительных средств, среди которых отбирались только рассчитанные на массовое воздействие. Можно ли всерьез, например, принимать точку зрения западногерманского "советолога" К. Аймермахера, который игнорирует художественные достоинства многих произведений, появившихся по горячим следам военных событий, таких, как "Василий Теркин" А. Твардовского, "Они сражались за Родину" М. Шолохова и другие.

В книге "Писатели в Отечественной войне 1941 -1945 гг. Письма читателей", вышедшей в Москве, собраны удивительные и трогательные отзывы фронтовиков о многих произведениях советской литературы. Вот, к примеру, письмо капитана Н. И. Ходочего, которое он послал еще в январе 1943 г. М. А. Шолохову: "Вашу книгу "Они сражались за Родину" я ношу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться. Больше того, направляет ум на прямое, от всей души человеческое отношение к разным обстоятельствам, которые случаются на войне".

"...Помогает жить и сражаться..." - в этих простых, бесхитростных словах фронтовика высказана лучшая оценка роли советской литературы в годы Великой Отечественной войны. Однако кое-кому на Западе это не нравится. Поэтому в капиталистических странах появляются "труды", в которых ложь выдается за правду, белое называется черным. В частности, в своих последних работах Э. Прук и Э. Вольфхайм из ФРГ, анализируя творчество современных советских писателей Ю. Бондарева, В. Быкова, всеми силами пытаются отождествить советского солдата-освободителя с фашистом- завоевателем.

Но о каком тождестве может идти речь, когда всем известно, что вторая мировая война, как непримиримое столкновение двух идеологий, противоборствующих социальных и моральных сил, была подготовлена следствием прихода к власти в Германии человеконенавистнической клики Гитлера, и психология немецкого обывателя была быстро подчинена так называемой философии захвата жизненного пространства в мире, который должен быть повержен и завоеван. Советский же человек, всей нравственной сутью своей отрицающий философию экспансии, насилия и подавления личности, в борьбе с врагом показал все свои лучшие качества. Цели, которые стояли перед нашим народом, глубоко осознавались советскими солдатами. Только благодаря их высокой политической сознательности стала возможной великая Победа, добытая в Великой Отечественной войне.

ГОВОРЯТ ПИСАТЕЛИ

Сегодня литература не может быть аполитичной, ибо политика в наши дни сосредоточена вокруг одной глобальной проблемы: выживет человечество или нет. Если искусство объективно отражает жизнь, оно не может пройти мимо страстей своего века. Я говорю о самоощущении писателя. Когда мы сегодня смотрим предвоенную кинохронику и видим людей, которые пошли потом в гитлеровские газовые камеры, то думаем: неужели они не могли это предотвратить! И сейчас я не могу не думать о том, какая участь уготована человечеству. Слишком суровый урок преподнесла нам история, чтобы литература оставалась к нему безразличной.

Г. БАКЛАНОВ

* * *

Почему мы снова пишем о второй мировой войне! Не потому, наверное, что слабость рода людского - боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек - величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его -это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей.

Ю. БОНДАРЕВ

* * *

Я был мальчишкой, когда началась война. Но воевала моя страна, мой народ. Воевали мой отец и моя мать. И двадцать миллионов погибших советских людей - это не абстрактная цифра для нас. Двадцать миллионов погибших советских людей - это наша боль, наша трагедия и наше бессмертие. И живем мы за себя и за них... Мы продолжаем их жизни. И потому так бессонна наша память. А по ночам на земле светло не только от луны и звезд, но еще и от мерцающего света вечных огней, горящих на просторных площадях городов моей Родины. Поэтому мы пишем о войне. И считаем это своим долгом.

Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно