Примерное время чтения: 4 минуты
92

ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ (часть 6)

СССР: ТЕАТР НА ПОДЪЕМЕ

В СССР 611 профессиональных театров, в том числе 389 драматических, 44 - оперы и балета, 178 -детских и юного зрителя, Ежегодно они дают 280 тыс. спектаклей, аудитория которых составляет 120 млн. человек. Достаточно сказать, что за последние пять лет число посещений театра возросло более чем на 3 млн.

Государственная дотация (покрывающая до 40 проц. расходов) позволяет в практической работе идти на самые смелые творческие эксперименты, которые не всегда предполагают высокие кассовые сборы. Заметим, что цены в СССР на билеты самые низкие в мире - так, самый дорогой билет на спектакли в Большом театре в Москве стоит 3 рубля 50 копеек.

До Великой Октябрьской социалистической революции в России только у девяти народов имелись профессиональные труппы. Сегодня спектакли ставятся в театрах на 47 языках. В Казахстане, например, до революции театра "вообще не было. Сейчас здесь 30 театральных коллективов. В сезоне 1981/1982 года число посещений театров в этой республике достигло 4 млн.

Что же способствует развитию театрального искусства в СССР?

Среди новых примет в жизни советского театра следует отметить активность так называемых малых сцен. Эти небольшие залы, рассчитанные на 100 - 200 зрителей, открыты сейчас при многих театрах. Главное их назначение - дебюты молодых актеров, режиссеров, драматургов. Однако малые сцены становятся не только школой творческой молодежи, но и как бы полигоном для творческих экспериментов, в которых участвуют маститые актеры, режиссеры. Эти спектакли охотно посещают зрители.

Вот мнение президента советского центра Международного института театра (МИТ), ведущего актера и директора Малого театра, Героя Социалистического Труда М. Царева:

"Театральный процесс в нашей стране развивается по восходящей линии. Он сложен, противоречив, однако в целом советский театр переживает подъем, и это подтверждает неослабевающий интерес к нему зрителя. В последнее десятилетие у нас заговорили о своеобразном театральном буме. Аншлаги стали привычными не только в Москве, Ленинграде и других признанных театральных центрах, но и во многих периферийных городах, не имеющих старых театральных традиций. На такую любовь хочется ответить настоящим, глубоким, правдивым искусством".

О достижениях советского многонационального театра свидетельствуют также успешные выступления наших театральных коллективов за рубежом. В числе таких можно назвать поистине триумфальные гастроли в Великобритании Грузинского драматического театра из Тбилиси. А недавно этот коллектив подтвердил свою высокую репутацию во время выступлений в Мексике. "Это лучший театр, который мы видели", - писала столичная газета "Эксельсиор".

Запад: кризис на подмостках сцены

США

Недавно корреспондент ТАСС сообщил из Нью-Йорка, что театры Бродвея столкнулись с большими затруднениями, вызванными экономическим кризисом.

За первые шесть месяцев нынешнего театрального сезона численность зрителей сократилась на 22 проц. по сравнению с соответствующим периодом сезона 1981/1982 года и на 30 проц. по сравнению с 1980 г.

Из года в год цены на билеты взвинчиваются и стали практически недоступными для рядового американца. Сегодня, чтобы посмотреть музыкальную комедию, нужно заплатить 45 долл. за один билет. Такая сумма заставляет призадуматься значительное число театральных зрителей. Из 39 спектаклей, поставленных в этом сезоне, лишь девять не сходят с афиш. Остальные провалились. Причина кроется в низком художественном уровне пьес.

ФРАНЦИЯ

Статистические данные, опубликованные во французских журналах "Музыкальная панорама" и "Диапазон", ярко свидетельствуют о кризисной ситуации, сложившейся в музыкальных театрах Франции. Так, в знаменитом "Гранд Опера" нынешнее число зрителей по сравнению, например, с сезоном 1965/66 года снизилось на 100 тыс. человек. Падение посещаемости неизбежно влечет за собой финансовые трудности.

"Постановка оперы стоит все дороже и дороже, - сетует директор этого театра Бернар Лефор. - Оправдать увеличивающиеся затраты и субсидии можно в том случае, если в значительной мере возрастет количество слушателей... Но вне всякого сомнения, мы будем ходить в оперу", - с энтузиазмом восклицает Б. Лефор.

Что ж, будущее покажет реальность такого прогноза.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно