aif.ru counter
40

ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. ПРАВО НА ПЕНСИЮ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 19/04/1983

ПРАВО НА ПЕНСИЮ как оно реализуется в условиях социализма и капитализма

ОТНОШЕНИЕ общества к престарелым - один из критериев гуманности и человечности социальной системы. Действительность капиталистического мира доказывает, что сотни миллионов мужчин и женщин, составляющих цвет наций, их "золотые руки", трудившиеся на протяжении всей жизни, на закате своих лет остаются без надежды на спокойную старость.

Правящие круги капиталистических государств противятся требованию трудящихся о снижении пенсионного возраста, поскольку сохранение его дает возможность предпринимателям иметь резервную армию безработных.

Кроме того, предприниматели, сохраняя высокий пенсионный возраст, сокращают реальный срок, в течение которого пенсионеры могут использовать на самообеспечение средства, выплаченные ими из своего заработка в течение трудовой деятельности. Оставшиеся недоиспользованные средства идут в общий пенсионный фонд и таким образом дают возможность буржуазному государству и предпринимателям избавиться от необходимости выделять дотации на пенсии. Это один из видов дополнительной эксплуатации трудящихся.

В соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ), возраст выхода на пенсию по старости должен дифференцироваться в зависимости от тяжести и вредности работ.

В социалистических странах неукоснительно соблюдается не только это положение, но и устанавливаются дополнительные льготные сроки пенсионного возраста, в частности, для многодетных матерей и некоторых групп работников-инвалидов.

В большинстве капиталистических стран рекомендации МОТ о дифференциации возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от тяжести и вредности выполняемой работы игнорируются.

Как попытку уйти от решения проблемы установления льготных пенсий следует рассматривать введение в законодательство ряда капиталистических государств норм о "гибком" пенсионном возрасте, позволяющих работнику в установленных законом пределах самому решать вопрос о времени выхода на пенсию. Так, во Франции пенсионный возраст, установленный для мужчин и женщин, 60 лет. Однако размер пенсии при обращении за ней в этом возрасте составляет всего лишь 25 проц. средней заработной платы за последние 10 лет работы; в США обращение мужчин за пенсией в 62 года считается "досрочным" и поэтому влечет за собой резкое снижение размера пенсии.

Австрийским законодательством также предусмотрены "досрочные" или "преждевременные" пенсии по старости, но для притязания на них необходим 35-летний страховой стаж, что почти начисто исключает из числа претендентов на данный вид пенсии женщин, вынужденных прерывать работу в связи с материнством и потому лишенных возможности выплачивать страховые взносы.

Рекламный характер утверждения буржуазных идеологов о "превосходстве" капиталистической системы социального обеспечения наглядно демонстрирует институт страхового стажа, в течение которого производятся вычеты из заработной платы на цели пенсионного обеспечения. Страховой стаж, необходимый для получения полной пенсии по старости, в Австрии равен 45 годам для мужчин и женщин; в Англии - 52 годам для мужчин, 47 годам для женщин; в Бельгии - 45 годам для мужчин и 40 - для женщин; в ФРГ - 50 годам для мужчин и женщин; во Франции - 37 для мужчин и женщин.

В социалистических странах в числе условий, необходимых для получения пенсии по возрасту, страховой стаж отсутствует, а требуется трудовой стаж определенной продолжительности. Так, пенсионное законодательство Болгарии, Польши, Румынии, СССР устанавливает дифференцированный трудовой стаж: 25 лет - для мужчин и 20 - для женщин. Не превышая указанных размеров, продолжительность общего трудового стажа в социалистических странах дифференцируется помимо пола работника и зависит от условий труда, состояния здоровья, семейного и социального положения, от революционных заслуг и заслуг при защите Родины. Все это позволяет значительным группам трудящихся получить пенсию на льготных условиях.

Пожалуй, ничто так убедительно не доказывает демагогический характер утверждений апологетов капиталистической системы социального обеспечения, как источник получения средств, необходимых для оплаты пенсий и пособий.

Правящие круги капиталистических государств упорно стремятся к тому, чтобы снизить долю государства и предпринимателей в фондообразовании социального страхования и переложить это бремя на самих трудящихся. Особенно четко эта тенденция просматривается в США, где налоги по социальному страхованию в 1977 г. были увеличены на 23 млрд. долл., а в 1981 г. они возросли еще на 11 млрд. долл.

Представители монополистического капитала и правительства провозглашают ныне лозунги "Затянуть туже пояса", "Умерить запросы". Под предлогом "оздоровления" государственных бюджетов сокращаются десятки миллиардов долларов, марок и фунтов стерлингов, предназначенных на социальные нужды. В то время как военный бюджет на 1981/82 финансовый год в Соединенных Штатах возрос на 28 млрд. долл., расходы на гражданские нужды сократились в федеральном бюджете США на 35 млрд. долл. по сравнению с первоначальными наметками.

Эти и другие факты свидетельствуют о том, что монополии в союзе с правительствами перешли к грабежу трудящихся в масштабах, невиданных за все послевоенное время.

Т. МИНИНА, кандидат юридических наук

Пенсии в СССР, выплаченные населению из общественных фондов потребления (в млрд. руб.)

"img src="ris4.gif""

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы