Примерное время чтения: 6 минут
80

АЛЬТЕРНАТИВА ВОЙНЕ. Кто в ФРГ выступает за мир

В последнее время в Западной Европе, и в частности в ФРГ, развивается все более крепнущее антивоенное движение. Его успехам, проблемам и перспективам посвящена книга известного западногерманского философа марксиста, члена правления Германской коммунистической партии Роберта ШТАЙГЕРВАЛЬДА "Движение протеста", вышедшая в издательстве "Марксистише блеттер" во Франкфурте-на-Майне. Выдержки из этой книги приводятся ниже.

ВВИДУ СТРЕМЛЕНИЯ руководителей США заменить политику разрядки конфронтацией за последние два года в Западной и Центральной Европе быстро растет мощное движение против угрозы войны.

В отличие от движения за мир конца 40 х - начала 50-х гг., которое в Западной Германии поддерживали граждане, пережившие ужасы войны, активное большинство сегодняшнего движения за мир составляет молодое поколение, которое само уже не было свидетелем войны. Сегодня в движении за мир участвуют широкие непролетарские слои, которые видят главную угрозу для мира в политике американского империализма и милитаризма.

Показательно и важно, что лицемерное "предложение" Рейгана о "нулевом решении" не остановило и не ослабило этого движения. Кроме того, нынешнее движение за мир шире. В него входят даже бывшие генералы бундесвера, представители духовенства, и оно имеет совсем иные международные масштабы.

Однако в движении за мир есть не только новое. Как старому, так и новому движению за мир приходится иметь дело с одним и тем же противником. В конце 40 х - начале 50 х гг. это были те же силы крупного капитала и милитаризма, прежде всего США и ФРГ.

Как старому, так и новому движению за мир приходится иметь дело с теми же методами психологической войны, с антисоветизмом, с ложью об угрозе.

Как против старого, так и против нового движения за мир применялись и применяются те же контрманевры: сначала антикоммунистическая травля, а затем, когда это уже не приносит плоды, "дифференциация" на "людей доброй воли" (но в то же время "наивных"), которых пытаются убедить в "миролюбии" поджигателей войны, на "уголовных" преступников, с которыми следует бороться с помощью государственной власти, и на так называемых "агентов Москвы", против которых надо также принимать меры.

И. наконец, как старое, так и новое движение за мир объединяет то, что коммунисты проявляют наибольшую последовательность и активность в борьбе за разоружение, наибольшую готовность к сотрудничеству в самых широких рамках.

Попытки подорвать антивоенное движение. Буржуазные раскольники движения за мир в своих попытках посеять вражду между коммунистами и пацифистами стремятся использовать последних в корыстных целях, в интересах своего класса и его политики.

Правое социал-демократическое руководство накануне большой демонстрации за мир 10 октября 1981 г. также предприняло попытку "предупредить" евангелическое движение за мир об угрозе "проникновения коммунистов", призвало их ориентироваться на СДПГ как единственную партию, борющуюся за мир.

В ФРГ имели и имеют место важные инициативы профсоюзов в борьбе за мир. Съезды профсоюзов, которые выступили от имени миллионов своих членов, осудили обман, совершенный НАТО в Брюсселе. Некоторые из профсоюзных руководителей, принадлежащие к правому крылу, совершенно очевидно испугались, что в результате боннское правительство с его политикой гонки вооружений подвергнется давлению рабочих масс. Чтобы избежать этой "опасности", они запретили участие молодежи Объединения немецких профсоюзов (ОНП) в большой демонстрации за мир в Воине. Затем они включили в заслуживающий самого высокого одобрения призыв ОНП к миру дезориентирующие материалы. Но вместе с тем этот призыв об легчил возможность открыт перенести дискуссию о борьбе за мир и разоружение на предприятия, усилить борьбу профсоюзного рабочего движения за мир.

Действительные расхождения между марксистами и пацифистами. В вопросе борьбы за мир главные расхождения между марксистским движением и непролетарским протестом заключаются в классовом подходе к проблемам. Пацифизм отделяет проблему войны и мира от ее глубоких общественных корней.

Хотя мы критикуем эти слабости пацифизма, его ограниченность, непонимание им общественных основ войны и применения оружия, мы утверждаем: между нами, марксистскими социалистами, я этими пацифистами всегда будут иметься важные, необходимые для совместной борьбы точки соприкосновения, число которых в ходе истории будет расти. Мы придерживаемся различных мнений в отношении того, как достичь нашей общей цели: мира без оружия. Но это действительно наша общая цель!

Учитывая эти расхождения между коммунистами и пацифистами. ГКП всегда стремится выдвигать на первый план то общее, что их объединяет, а также совместные действия в движении за мир. Дальнейшее развитие и укрепление этого сотрудничества - таково искреннее намерение коммунистов.

Общее между коммунистами и пацифистами. Коммунистов и пацифистов связывает понимание тою, что война угрожает сегодня основам цивилизации и всему человечеству, что поэтому предотвращение войны стало вопросом существования народов.

Поэтому коммунисты и пацифисты ведут сегодня совместную борьбу против рокового решения НАТО о размещении новых американских ядерных ракет средней дальности и крылатых ракет в Западной Европе и за ядерное разоружение во всем мире. Коммунисты и пацифисты видят во всеобщем одновременном разоружении, которое всегда должно быть связано с мерами укрепления доверия, непреложное условие для стабилизации мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Коммунистов и пацифистов связывает также историческое наследие борьбы против гитлеровской агрессии.

В то же время мы, коммунисты, не упускаем из виду, что между нами и пацифистскими силами движения за мир есть серьезные расхождения, связанные с мировоззрением и политикой.

Современное движение против войны возникло как реакция на нынешнюю конкретную ситуацию. Опасность всеуничтожающей ядерной военной катастрофы придает ей специфические черты Она оттесняет на задний план различия в отношении к тем или иным вопросам, в то время как на первый план выступает главная проблема, состоящая в том, что. пока еще не поздно, надо защитить жизнь нынешнего и будущих поколений путем совместных действий всех сил мира.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно