aif.ru counter
185

Государственный план СССР на 1983 год: цель - благосостояние, путь - интенсификация

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1 01/01/1983

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ на современном этапе характеризуется растущей ее ориентацией на дальнейшее повышение материального и культурного уровня жизни народа. Все во имя человека, для блага человека - этот курс, выработанный на XXII и продолженный на последующих съездах КПСС, вновь подтвердил Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов в своем выступлении на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Характеризуя основные задачи экономического и социального развития СССР на 1983 г., он подчеркнул, что "забота о советском человеке, об условиях его труда и быта, о его духовном развитии остается важнейшей программной установкой партии". Поэтому не случайно вопросы улучшения материально-бытовых и культурных условий жизни советских людей занимают центральное место в недавно утвержденном сессией Верховного Совета СССР государственном плане экономического и социального развития страны на 1983 г.

План третьего года текущей пятилетки продолжает линию партии на усиление социальной ориентации развития народного хозяйства. Проиллюстрируем это на конкретных цифрах. Возьмем, к примеру, такую обобщенную характеристику уровня народного благосостояния, как реальные доходы населения. Согласно плану, этот показатель в расчете на душу населения должен увеличиться в новом году на 3,0% против среднегодового его прироста за первые два года на 1,8%.

ВСЕ ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕКА

Основным источником роста реальных доходов населения явится увеличение фонда оплаты по труду. Среднемесячную денежную заработную плату рабочих и служащих намечается повысить до 180,4 руб. и оплату труда колхозников - до 130 руб., или соответственно на 1,9 и 2,1% по сравнению с 1982 г. Предусмотрено повышение стимулирующей роли заработной платы и усиление ее зависимости от конечных народнохозяйственных результатов. Именно поэтому централизованные мероприятия в области улучшения условий оплаты труда намечается провести в ключевых отраслях народного хозяйства, развитие которых в современных условиях имеет первостепенное значение для экономики страны. На эти цели дополнительно будет выделено около 2 млрд. руб., из которых, в частности, намечено в 1983 г. повысить должностные оклады ряду категорий работников, занятых в сельском хозяйстве Сибири, Дальнего Востока, Урала, Центрально-Черноземного района и Нечерноземной зоны РСФСР.

Второй составляющей роста реальных доходов населения явится дальнейшее развитие общественных фондов потребления, общая сумма которых составит в новом году 134 млрд. руб., что на 4,7% больше, чем в нынешнем. Основная часть ресурсов, выделяемых по этой линии, как и прежде, будет направлена на удовлетворение растущих потребностей трудящихся в образовании, культуре, медицинском обслуживании, жилье, на дальнейшее развитие системы детских дошкольных учреждений, социального обеспечения. Запланированный прирост общественных фондов потребления позволит осуществить ряд новых социальных мероприятий.

Особое внимание будет уделено обеспечению более благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения, оказанию экономической помощи государства семьям, имеющим детей, облегчению положения работающих матерей. Актуальность решения этой задачи в настоящее время определяется обострением проблем народонаселения. На это указывалось на XXVI съезде КПСС. "Центральный Комитет уделял серьезное внимание разработке и осуществлению эффективной демографической политики, обострившимся за последнее время проблемам народонаселения. Главный путь их решения - усиление заботы о семье, молодоженах и прежде всего о женщине".

Согласно установкам партии и правительства, в 1983 г. на эти цели предусмотрено выделить значительные средства. Будут завершены начатые в 1981 г. мероприятия по предоставлению работающим матерям частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и введению пособия на детей по достижении ими одного года.

Намечается определенное улучшение материально-бытовых условий малообеспеченных семей. Если раньше такое пособие выплачивалось семьям, в которых доход на одного человека составлял менее 50 руб. в месяц, то в новом году в районах Дальнего Востока, Сибири и Севера выплата этого пособия распространится на семьи со среднедушевым доходом до 75 руб. За счет общественных фондов потребления намечается также улучшить пенсионное обеспечение лиц, проработавших на одном предприятии не менее 25 лет, а для женщин, имеющих детей, не менее 20 лет. Надо заметить, что эти меры могут явиться действенным средством борьбы с текучестью кадров, поскольку работники, проработавшие без перерыва необходимое количество лет на одном предприятии, получают надбавку к пенсии. Кроме перечисленных выше направлений использования общественных фондов потребления, предполагается осуществить и ряд некоторых других мероприятий в области оказания населению экономической помощи со стороны государства.

Среди них - расширение контингента семей, получающих пособие по случаю рождения второго и третьего ребенка, повышение норм расходов на питание в дошкольных учреждениях, установление дополнительных льгот по оплате путевок в пионерские лагеря, введение выдачи беспроцентной ссуды молодоженам на улучшение жилищных условий. Намечается проведение и других социальных мероприятий. Общие расходы на эти цели с начала пятилетки составят в расчете на 1983 г. 7,3 млрд. руб.

Большое значение партия и правительство придают улучшению жилищных условий трудящихся. В третьем году одиннадцатой пятилетки будет сделан новый шаг в решении этой проблемы. За счет всех источников финансирования в 1983 г. намечено ввести в строй жилые дома общей площадью 106,6 млн. м"sup"2"/sup". Это превышает цифру, предусмотренную заданиями пятилетнего плана, В соответствии с ростом жилищного строительства в плане определены и дополнительные расходы государства на предоставление населению льгот в оплате жилья. Сейчас, как известно, расходы государства на эти цели составляют около 7 млрд. руб.

Важным условием обеспечения намеченных планом темпов роста реальных доходов населения является проведение соответствующей политики розничных цен. Будет продолжена линия на обеспечение стабильности государственных розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Одновременно продолжится погашение облигаций государственных внутренних займов.

Таковы главные слагаемые роста реальных доходов населения в 1983 г. Они дают наглядное представление о масштабах тех социальных задач, которые предстоит решить в третьем году одиннадцатой пятилетки.

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ

Приведем некоторые данные, свидетельствующие об ориентации народнохозяйственных пропорций на решение крупных социальных проблем. Как известно, общие результаты функционирования отраслей материального производства характеризуются объемом национального дохода, используемого на накопление и потребление. В 1983 г. предусматривается увеличение его на 3,3%, или на 15 млрд. руб. по сравнению с прошлым годом. При этом, практически весь прирост национального дохода предполагается направить на потребление, то есть на повышение народного благосостояния. В результате доля фонда потребления в национальном доходе возрастет на один процент против начала пятилетки и составит 76,3%. Это значительный структурный сдвиг, поскольку в результате его осуществления фонд потребления увеличится почти на 5 млрд. руб.

Другой важнейшей народнохозяйственной особенностью, определяющей рост благосостояния советского народа в 1983 г., является опережающее развитие отраслей группы "Б" промышленности по сравнению с отраслями группы "А". Согласно заданиям плана, продукция отраслей, производящих товары народного потребления, увеличится на 3,5% против 3,1% по группе отраслей, производящих средства производства. При этом в легкой промышленности намечается рост производства по сравнению с 1982 г. на 2,7%, производство товаров культурно-бытового назначения увеличится на 8%.

Следует подчеркнуть, что опережающий рост группы "Б", намеченный в соответствии с "Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 гг. и на период до 1990 г.", не означает ослабления внимания к развитию производства товаров народного потребления в отраслях группы "А". Планом 1983 г. предусмотрено более полное использование возможностей предприятий тяжелой промышленности для увеличения выпуска товаров для народа.

Важным источником развития производства товаров массового спроса является также использование местных ресурсов. На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что местные ресурсы и проявление инициативы хозяйственных органов на местах могут сыграть значительную роль в деле улучшения обеспечения населения товарами. С этой целью в плане содержатся задания по расширению предприятий местной промышленности, определены меры ответственности местных руководящих и хозяйственных органов за состояние производства товаров народного потребления.

Для полноты картины приведем также показатели роста производства сельскохозяйственной продукции в новом году. Главные параметры развития сельскохозяйственного производства определены исходя из заданий пятилетнего плана и Продовольственной программы СССР. Объем валовой продукции сельского хозяйства установлен в размере 137,3 млрд. руб., что на 10,5% больше, чем в прошлом году. Эта цифра несколько ниже, чем задания пятилетнего плана. Большое внимание, как предусмотрено Продовольственной программой, будет уделено увеличению производства мясомолочных продуктов. Производство мяса в 1983 г. увеличится на 6,1%, масла животного - на 8,4%, сыра - на 6,8%. Надо заметить, что определенный планом рост обеспечит более низкие объемы производства мяса, чем те, которые были намечены пятилетним планом. Это главным образом связано с недобором зернофуража в 1982 году. Объемы производства и закупок продукции растениеводства предусмотрены в основном на уровне заданий пятилетнего плана.

В 1983 году на 2% возрастет производство товарной пищевой рыбной продукции, в том числе рыбы живой и охлажденной на 7%, сельди - на 21%, рыбы сушеной и вяленой - на 8%, балычных изделий - на 16%.

В плане намечается дальнейшее развитие личного подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих, которым будет оказываться возможная помощь в приобретении необходимого инвентаря, кормов, поросят, молодняка птицы, а также в обработке приусадебных участков и реализации излишков продукции.

В итоге запланированного роста производства продуктов питания и промышленных товаров народного потребления в новом году предполагается довести розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли до 314,6 млрд. руб. Это позволит обеспечить опережающий рост товарооборота по сравнению с ростом заработной платы. Тем самым будут определены более широкие возможности для реализации денежных доходов населения.

Таким образом, приведенные выше данные дают наглядное представление о тех структурных сдвигах в развитии отраслей народного хозяйства, которые необходимо осуществить в третьем году пятилетки для того, чтобы цели, поставленные партией, стали реальностью.

Каковы же пути обеспечения намеченных планом задач? Главный путь, и в настоящее время практически единственный, - перевод экономики на преимущественно интенсивный путь развития. Это означает повышение производительности труда, экономное расходование ресурсов. Для того, чтобы решить эти задачи, необходимо укрепление трудовой дисциплины, совершенствование методов управления и хозяйствования. За счет повышения производительности труда предусматривается получить 95% прироста национального дохода и 91% - продукции промышленности, а в сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте - весь прирост производства. В целях более рационального использования материальных ресурсов отраслям установлены более жесткие задания по экономии топлива, энергии, черных и цветных металлов, строительных, химических и других материалов. Предусмотрено снизить нормы расхода по 55 основным видам сырья, материалов, топлива и энергии.

Намечается также осуществить ряд мер в области совершенствования планирования. В частности, в текущем году вводится новый показатель - производство товаров народного потребления на рубль заработной платы в данной отрасли. Этот показатель позволит более тесно увязать вопросы производства и потребления, будет стимулировать предприятия увеличивать выпуск товаров народного потребления.

В плане 1983 г. предусмотрены и некоторые другие меры по интенсификации отраслей народного хозяйства, более четкой их ориентации на достижение конечных народнохозяйственных результатов.

А. БОКОВ, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество