Примерное время чтения: 5 минут
725

М. Терехова: О Тарковском, петухах и милосердии

Легендарная актриса Маргарита Терехова интервью давно не даёт, но для "АиФ" сделала исключение.

ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА ролей в фильмах "Белорусский вокзал", "Зеркало", "Собака на сене", "Д'Артаньян и три мушкетёра", "Благочестивая Марта" недавно дебютировала в качестве кинорежиссёра. Снятый ею фильм "Чайка" выходит в прокат.

"Россию держат вера и молитва"

- МАРГАРИТА Борисовна, сегодняшнее время, по-вашему, комфортно для жизни и творчества людей?

- Не знаю, не знаю... Странная страна у нас. Все хозяева, кроме людей, которые-то как раз работают и платят налоги. Вроде бы стараются что-то переменить в обществе, но результатов лично я особо не вижу. Недавно сын моей приятельницы-сценаристки вернулся из армии. Я звоню, узнаю, как он? Она рассказывает: "Сидит, смотрит в одну точку и молчит. Спрашиваю его: что случилось? Говорит: "Тебе, мама, лучше этого не знать..." И это в Подмосковье... Вообще с людьми в мире что-то непонятное творится.

Россию всегда держали вера и молитвы. Заметьте, благотворительность всегда была святым делом для нашей страны. Богатые давали деньги на богадельни, на сиротские дома, на постройку ночлежек. Я оглядываюсь и что-то не вижу сегодня этих ночлежек, приютов. Зато каждый день наблюдаю людей, просящих милостыню. А сколько же их замерзает!.. Жалко, страшно, обидно за Россию. Милосердие и любовь - вот, по-моему, единственное, что нас может спасти.

- На роли Заречной и Треплева в "Чайку" вы взяли своих детей - Анну Терехову и Александра Тураева. Чем обусловлен такой выбор?

- На мой взгляд, по типажу они подходят на эти роли идеально. Недавно Аня мне рассказала, как однажды к ней в вагоне поезда подсел один известный документалист и сказал: "Я не могу принять для себя вашу "Чайку", потому что считаю, брат и сестра не могут играть любовь..." Ну они же не секс играют, а говорят о любви, о вещах высокого порядка. Брат и сестра изначально любят друг друга - это нормально. И потом, Аня и Саша совершенно не похожи - у них разные отцы. Отец Анечки, Сава Хашимов, до сих пор считается одним из лучших актеров Болгарии. А Сашин папа занимает очень высокий пост, но в жизни настоящий актёр. Я, может, и родила их ради этого фильма (смеётся).

- Насколько я понял, вы довольно рано почувствовали в себе режиссёрское начало...

- Помню, мы начали съёмки "Собаки на сене"... Посмотрели первоначальный материал и не могли встать со стульев - настолько всё было плохо. Тогда мы объединились с Мишей Боярским и стали активно вмешиваться в режиссуру. Впоследствии режиссёр говорил обо мне на творческих встречах: "Актриса она, конечно, замечательная, но характер!.."

"С топором, на ватных ногах"

- А КАК было с Тарковским? Вы и его исправляли?

- Когда снимали "Зеркало", Тарковский, доверившись мне, поменял финалы трёх сцен. Андрей Арсеньевич никогда не давал актёрам заранее читать сценарии, и, когда в день съёмок выяснилось, что я должна в кадре рубить голову петуху, у меня был шок. Я до последнего момента надеялась, что это шутка. Когда поняла, что рубка неизбежна, стала бросаться за помощью к маме и папе Андрея, которые присутствовали на площадке и сами играли в фильме. И вот... "Куриный эшафот" уже передо мной, свет выставлен, рядом дрессировщик с мешком петухов. И он тихонько меня спрашивает: "Вы правда не будете их рубить?" "Правда", - отвечаю. Это услышал Тарковский и выглянул из-за камеры (он всегда проверял кадр): "Как это ты не будешь?! А что с тобой будет?!" "Меня стошнит, Андрей Арсеньевич", - говорю. "Очень хорошо. Снимаем!" Я встала и, уходя на подгибающихся ногах, говорю ему: "И вообще я считаю, если снял фильм "Андрей Рублёв", больше ничего снимать не надо!" Тогда Тарковский меня догнал и сказал: "Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм..." Дальше мы с ним много говорили. В итоге рубить голову он меня не заставил. Ограничились криком петуха, перьями и крупным планом моего потрясённого лица, этот кадр после был опубликован в итальянской киноэнциклопедии.

- Вы играли на одной сцене с легендарной Фаиной Раневской. Свою первую встречу с ней помните?

- Я была ещё студенткой... Однажды бегу по тёмному коридору театра и вдруг сталкиваюсь с самой Раневской. С перепугу спрашиваю её: "Фаина Георгиевна, а вы забываетесь, когда играете на сцене?" На что она мне спокойно ответила: "Дорогая моя, если я буду забываться на сцене, то свалюсь в оркестр". - И плавно пошла дальше.

Как-то мне предложили роль в спектакле "Живой труп". Я тогда уже была беременна и отказалась. Буквально на следующий день раздался звонок от Раневской. "Деточка, - начала она, - вы собираетесь рожать, а у вас такая замечательная роль". "А разве живой ребёнок не дороже одной или нескольких ролей, Фаина Георгиевна?" - возразила я. Она помолчала и ответила: "Пожалуй, вы правы".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно