Примерное время чтения: 9 минут
1192

Афганский облом


Внимание! На сайте статья дана полностью, печатный вариант сокращен.


Специальный репортаж с базы НАТО в Кабуле

Обозреватель "АиФ" вернулся в страну, откуда мы ушли 17 лет назад. Выяснилось, что русских там до сих пор ждут обратно.

- ВНИМАНИЕ! Это не учебная тревога! Совершено нападение на главные ворота! Ракетная атака! Внимание! Всем в бункер! Повторяю - это не учебная тревога!

Оставив недопитые бокалы с пивом, посетители бара бросились к выходу. Налетая друг на друга в кромешной тьме, спотыкаясь и чертыхаясь, солдаты бежали в сторону бетонных укрытий, обложенных мешками с песком. Пронзительная сирена выла, не переставая - в тесный бункер набилось столько людей, что все могли только стоять. Нас сразу предупредили, чтобы вели себя "соответственно ситуации" - "Не следует улыбаться или рассказывать анекдоты. Поймите - военнослужащие сейчас переживают стресс". Через полтора часа все разошлись - выяснилось, что запущенная талибскими боевиками с окрестных гор старая советская ракета попала в дерево и не взорвалась.

"Почему я воевал против вас? Дурак был"

...БАЗА НАТО в Кабуле окружена по периметру бетонным забором, украшенным переплетениями колючей проволоки. Внутри ещё один забор. На подъезде к воротам - несколько блокпостов с тяжёлыми пулемётами, табличка: "После наступления темноты проверка документов обязательна для всех".

Строгое правило - солдаты за ворота базы днём выходят только в 15-килограммовых бронежилетах, ночью не выходят вообще: у талибских снайперов появились инфракрасные прицелы. Покупаю правительственную газету на английском языке, крупный заголовок гласит: "Мирная жизнь налаживается".

Афганская столица, цветущими садами которой когда-то восхищался Киплинг, в данный момент представляет из себя панораму Сталинграда, смешанного с восточным базаром - скелеты разрушенных во время бомбардировок домов перемежаются с рядами орущих торговцев и дымящимися мангалами шашлычников, между которыми снуют женщины в голубых паранджах. Продавец сигарет хватает меня за рукав - "Товарищ, ходи сюда!". В Кабуле не можешь отделаться от ощущения, что находишься в республике бывшего СССР: больше трети населения города в той или иной степени общается по-русски.

- У нас многие, кто против шурави (советских. - Авт.) воевал, говорят - ну какие же мы были идиоты, - демонстрирует отличное знание русского бизнесмен Амирулла. - Шурави дороги строили, заводы, фабрики, люди не знали, что такое голод. А сейчас что? Раньше один Советский Союз Афганистану помогал, и всё у нас было, а теперь целых сто стран помогают, и всё равно нет ни хрена!

Безногий хозяин кафе Саид, ловко передвигающийся в разбитом инвалидном кресле между столиками, отказывается взять деньги за чай, узнав, что я из Москвы. Он с гордостью показывает замусоленную фотографию, где снят вместе с покойным лидером боевиков Ахмад-шах Масудом, - молодой, с обеими ногами и "калашниковым" наперевес. Радостно сообщает, что у него в теле сидит целых шесть пуль - получил во время "священной войны против русских". С удивлением спрашиваю: почему же тогда он так любезен со мной? Оказалось, что мой вопрос удивляет его не меньше.

- Ну, так война-то кончилась! Русские были храбрыми солдатами, и мы тоже храбро воевали с ними. Потом мы победили, прошло много лет - надо дружить, а не ненавидеть. К тому же нам есть, с чем сравнивать - талибы и американцы оказались хуже "шурави". Если бы я знал, что Америка придет - никогда бы против вас оружие не поднял.

- А почему ты так не любишь США? Они ведь помогают вам, денег дают.

- Одной рукой дают, другой отнимают. Героин разрешили продавать свободно. У моего друга оба сына уже наркоманы. Шурави были наши враги, но при них мы жили лучше.

Мне сложно это понять. Ведь "ограниченный контингент" советских войск находился в стране 9 лет, и за это время в боях с ним погибло более МИЛЛИОНА афганцев. И наверняка никто не забыл, как советские вертолеты выжигали все живое в Панджерском ущелье, однако вслух люди вспоминают только хорошее: лавочники скучают по "шурави", коробками скупавшим дефицитные магнитофоны, рабочие - по стабильной зарплате, простой народ - по дешевым продуктам. На мою осторожную фразу - "а людей-то сколько перебили, вам разве не жаль?", кабульцы пожимали плечами: а что тут особенного, война же была. Я спросил безногого Саида: зачем же он тогда столько лет воевал против "шурави"? Ответ последовал незамедлительно - "Дурак был".

- Меня, если честно, тоже удивляет нынешнее отношение афганцев к русским, - считает высокопоставленный офицер пресс-службы НАТО, полковник Клаус Бюхляйн. - Похоже, что у некоторых людей здесь довольно короткая память - все забыли, что именно Запад своим современным оружием помог им выиграть войну против СССР. Мы очень много делаем для того, чтобы восстановить разрушенный Афганистан, построить здесь демократию, обеспечить людей работой и едой - но мало кто говорит нам "спасибо".

"Не ушли бы русские - не было б 11 сентября"

ДАЖЕ спикер парламента Афганистана Юнус Кануни, один из лидеров антисоветского сопротивления, откровенно говорит: большинство афганцев приветствовали бы (!) возвращение российских солдат в страну, чтобы те помогли справиться с "Талибаном".

"СССР и Россия - совершенно разные страны, поэтому никаких претензий к вашему народу у меня нет. Более того, я должен признать, что у многих афганцев тёплые воспоминания о шурави", - говорит Кануни. Становится смешно: то, что уже давно поняли в Афганистане, до сих пор не могут понять в Прибалтике и Грузии.

Мальчишки на перекрестках продают календари с изображением бывшего просоветского президента Афганистана, Наджибуллы (или, как его именовала "Правда", "товарища Наджиба"), казненного талибами 10 лет назад. У многих кабульцев дома - его портреты.

- Вы, русские, очень глупо поступили, - усмехается бизнесмен Амирулла. - Вам следовало вывести войска, а потом поддерживать Наджиба оружием. И не было бы никакого "Талибана", бен Ладена и упавших небоскрёбов 11 сентября. Видишь, как всё просто.

...Мы едем с немецким патрулем НАТО, аккуратно "нарезая" круги вокруг базы. БТР движется осторожно - Кабул является мировым чемпионом по количеству мин на обочинах дорог. Повсюду в городе - сгоревшая советская военная техника, от танков до БМП, ржавеющая на свалках, в кустах и просто на тротуарах: афганская столица за последние пятнадцать лет 8 раз переходила из рук в руки. "Въезжаем в опасный район", - сообщает мне гауптфельдфебель Хайнц. - "Тут живут семьи талибов, а эти ребята нас не очень любят". И верно, вдоль дороги собираются дети, наблюдающие за патрулем без тени улыбки. Впереди стоит 10-летняя девочка - смотрит исподлобья, покусывая грязный кулачок. Пытаясь сгладить ситуацию, немец высовывается из люка, намереваясь бросить детям заранее припасенный шоколад. Лучше б он этого не делал.

- Аллах акбар! - чётко произнесла девочка, и камень со звоном ударился о броню.

Вслед за этим ещё несколько булыжников осыпали БТР. К чести натовцев, они отреагировали спокойно - развернулись и уехали. Однако настроение было испорчено.

На базе включаю телевизор - появляется ощущение "дежа вю". Девять лет подряд ТВ СССР показывало, как НАШИ солдаты кропотливо сажают деревца в Кабуле, помогая афганцам строить социализм и сражаясь против кучки отщепенцев. Сейчас Европа и США видят на телеэкране, как ИХ солдаты копают ямки для деревьев (вот далось всем это озеленение!), помогают народу строить демократию и сражаются против кучки отщепенцев. Как говорится - найдите десять различий.

Когда я спрашивал афганцев про их нового президента Хамида Карзая, большинство пожимали плечами: "Мы раньше вообще не знали, кто это такой. Его американцы привезли, говорят - вот, голосуйте, это теперь ваш лидер" (как тут не вспомнить "доставленного" на советском танке Бабрака Кармаля?).

Впрочем, в пресс-службе НАТО честно признают, что Карзай кроме Кабула мало что контролирует - фактическая власть на юге принадлежит "Талибану", на севере - полевым командирам из гвардии Ахмад-шаха Масуда. Остряки называют Карзая "мэром Кабула": о степени его популярности в народе можно судить хотя бы потому, что у президента в личной охране - ни одного афганца: только американский спецназ.

- С самого начала мы определили задачу не ввязываться в бои, чтобы избежать потерь, - объясняют в НАТО. - Ставка была сделана на афганскую армию.

В этом действительно гигантский плюс - за четыре года погибло лишь 340 военнослужащих коалиции, что не идет ни в какое сравнение с огромными потерями, которые нес в Афганистане советский контингент. Осторожные натовцы стараются как можно реже выезжать за пределы баз. 19-летний немецкий солдат Андреас, ехавший со мной в том самом патрульном броневике, рассказал, что за полгода службы в афганской столице он НИ РАЗУ не выходил из БТР на кабульскую улицу.

- И то я в первую неделю службы сразу, что называется, "попал под раздачу", - вздрагивает Андреас. - В ноябре недалеко от мясного рынка в нашу колонну врезалась машина смертника: одного парня разорвало в клочья, двое остались без ног.

Почему весь героин в России - афганский? Читайте окончание репортажа в следующем номере.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно