Примерное время чтения: 4 минуты
109

ЕЖЕДНЕВНО 40-50 ТЫС. ЧЕЛОВЕК ПРИХОДЯТ В МАВЗОЛЕЙ "ВЕЛИКОГО КОРМЧЕГО". "Гроб хрустальный" товарища Мао

Усыпальницу Председателя Мао не осмелились потревожить даже радикально настроенные студенты во время трагических событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., хотя их палаточный городок находился в нескольких десятках метров от мавзолея. Не было ни одной попытки ворваться туда, где покоится тело человека, которого они считали главным виновником полной драматизма современной истории Китая.

ДО СИХ пор Мао - национальный герой для миллионов китайцев: освободитель страны от японских захватчиков, борец против "продажной клики Чан Кайгни" и, наконец, основатель КНР. Поэтому неудивительно, что ежедневно 40- 50 тыс. человек приходят в мавзолей, чтобы своими глазами увидеть "великого кормчего". За 16 лет в усыпальнице побывало свыше 80 млн. человек. Особенно многолюдно было здесь накануне столетнего юбилея Мао Цзэдуна, который вся страна отметила 26 декабря.

Спустя всего восемь с половиной месяцев после смерти вождя на главной площади Пекина - Тяньаньмэнь (кстати, самой большой в мире.) было завершено строительство внушительного по своим размерам мавзолея. Его общая площадь - 28 тыс. квадратных метров. В здании, помимо самой усыпальницы, расположены музей, конференц- и кинозалы, много вспомогательных помещений.

Интересно, что мавзолей стал доступен для всеобщего обозрения лишь через семь лет после открытия. До 1984 г. его посетителями были исключительно партийно-государственная номенклатура и военные, Штат сотрудников состоит из более чем 200 человек, большинство из которых работает здесь со дня открытия мавзолея. Часовые - военнослужащие одной из пекинских войсковых частей и подразделения охраны партийного руководства.

Сразу после смерти Мао в сентябре 1976 г., когда было принято решение о сооружении мавзолея, в Москву из Китая прибыла специальная делегация. Ее представители обратились к тогдашнему, советскому руководству с просьбой командировать в Пекин наших специалистов по бальзамированию тел народных вождей. Однако получили отказ, чего и следовало ожидать, учитывая напряженные отношения между нашими странами в те годы.

К ЧЕСТИ китайских медиков, они в достаточно короткий срок смогли разработать свою не менее эффективную методику бальзамирования. За время, прошедшее со дня кончины Мао Цзэдуна, в его внешнем облике (по свидетельствам видевших Председателя в последние годы жизни) не произошло никаких видимых изменении. Хотя, как можно это разглядеть, если учесть, что пришедшим в мавзолей не дают не только остановиться хотя бы на миг, но даже просто замедлить шаг. К тому же саркофаг находится на достаточно большом расстоянии от посетителей, так что разглядеть или запомнить лик усопшего практически невозможно, по крайней мере для простых смертных.

При входе же в мавзолей их внимание приковывает к себе беломраморная статуя сидящего Мао, за спиной которого - ручной работы огромное (23,7 х 6,6) шелковое панно под названием "Просторы Родины". С августа прошлого года в определенное время дня разрешено даже фотографироваться на фоне статуи. Миновав этот просторный сумрачный зал, посетители оказываются в большой светлой комнате, где в саркофаге из горного хрусталя лежит укрытый государственным флагом КНР Председатель Мао. Быстро пройдя, а вернее, медленно пробежав в отдалении мимо саркофага, попадаешь в вестибюль, где в нескольких киосках торгуют различными сувенирами, фотоальбомами и книгами о жизни усопшего, значками, монетами и медалями с его изображением. А сойдя со ступенек мавзолея, попадаешь на самый настоящий мини-рынок, где помимо сувениров торгуют одеждой, посудой, игрушками, напитками и пирожными. Ничего не поделаешь - мавзолей, на содержание которого государством до недавнего времени выделялось более двух миллионов юаней в год, не остался в стороне от рыночных веяний. В настоящее время он полностью перешел на самофинансирование и, как утверждает администрация, даже приносит прибыль, пусть пока и небольшую, но тем не менее ее хватает на то, чтобы оставить посещение мавзолея бесплатным.

ДУМАЕТСЯ, вся эта коммерциализация вряд ли пришлась бы по душе "великому кормчему" - борцу за идеалы революции и социального равенства, но, как говорится, другие времена, другие песни. Ему, можно сказать, еще повезло: его собратьев по идеологии - К. Готвальда и Г. Димитрова уже вынесли из мавзолеев и предали их прах земле, вот-вот должна решиться участь и их старшего товарища Ульянова-Ленина. Насколько перележит их Мао, сказать трудно, учитывая оценку его деятельности, данную правящей пока КПК, - "70 процентов - заслуги, 30 процентов - недостатки". Поживем - увидим...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно