Примерное время чтения: 3 минуты
301

ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ. Чаепитие на работе как фактор прогресса

Проведенные в 1985 г. и повторенные в 1992 г. социологические исследования показали: для женщины хорошие отношения в коллективе, личностные качества руководителя - самые значительные мотивы при выборе и оценке места работы. (Для сравнения: мужчины во главу угла ставят профессию, ее содержание, рабочие функции и заработную плату, для женщин все это не столь важно.) Материалы американских социологических исследований свидетельствуют о том же - а значит, такие данные объективны и выражают отношение к коллективу женщин всего мира.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ женского труда также напрямую зависит от взаимопонимания в коллективе. Если противоречия, неизбежные везде и всегда, не принимают затяжных, конфликтных форм, эффективность работы у женщин повышается на 20-30%.

Косвенно это подтверждает и такой показатель, как деятельность в системе человек - машина. Известно, что женщина работает на компьютере значительно хуже, чем мужчина - в этом труде отсутствуют столь важные для нее отношения человек-человек.

Многое в жизни женщины компенсируется отношениями в коллективе. 80% обследованных женщин говорят так: "На работе я человек, личность", "В течение рабочего дня я чувствую, что меня понимают, что меня ценят, что я приношу пользу обществу", "Работа позволяет мне пережить неурядицы в семье, жестокость мужа, отчуждение ребенка". Может быть поэтому женщины так любят попить чайку на работе. Это не столько отвлекает, сколько объединяет их, вносит душевное равновесие.

Итак, трудовой коллектив для женщины - большая духовная, личностная ценность. Пресловутые обвинения женщин в высокой конфликтности на работе требуют серьезного изучения и подтверждения научными данными.

Но конфликты в женских коллективах, разумеется, случаются. Как правило, они вызваны не производственными отношениями (в отличие от мужчин - те ссорятся по поводу низкой заработной платы, простоев, из-за возможного сокращения). Производственные конфликты мужчин обычно сказываются на климате в семье. У женщин все наоборот - отсутствие взаимопонимания дома отражается на их отношениях в коллективе, вызывает неадекватные реакции на поведение сослуживцев. Это и понятно: то, чем особенно дорожим, и задевает больнее.

Сегодня традиции взаимоотношений в обществе у женщин сохраняются, хотя и нарушены внешними факторами - боязнью потерять работу, страхом за детей, материальными трудностями. Но глубинных процессов разрушения культуры отношений в коллективе не происходит.

С другой стороны, женщина порой вынуждена идти на работу, которая не устраивает ее по важнейшим параметрам, где нет взаимопомощи, взаимоподдержки, теплых эмоциональных отношений. Например, сидеть в коммерческом ларьке, работать в структурах, где все ко всем равнодушны и каждый пытается выжить в одиночку, - разрушительно для личности женщины. Можно с известной долей уверенности прогнозировать и падение производительности труда женщин в таких "неудобных" для них условиях.

Однако в настоящих коммерческих предприятиях - в солидных фирмах - межличностные отношения год от года будут приобретать все большее значение. Ведь репутация фирмы - это не только неукоснительное выполнение обязательств перед партнерами, не только высокое качество продукции и услуг. Лучшая реклама для фирмы, как показывает мировая практика, это мироощущение ее сотрудников, их уверенность в завтрашнем дне, добрые отношения между ними.

З. ЯНКОВА, кандидат исторических наук, руководитель социологического центра

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно