Примерное время чтения: 6 минут
223

МУЗЫКА И ИНФОРМАЦИЯ НА РАДИО. Подкладка под рекламу

Когда мы слушаем по радио музыку, приятные голоса дикторов, то не подозреваем, какие политические бури бушуют вокруг станций, какие экономические рифы им приходится преодолевать. О цене свободы - разговор с главным редактором "Эхо Москвы" Сергеем КОРЗУНОМ.

В СОВСЕМ недавнем прошлом, когда было всего две-три программы, вещавшие одним голосом (остальные глушились), мы мечтали о какой-то феерии музыки, оперативных новостей, сенсаций. В общем, о программах на любой вкус. Но вновь созданные частные станции меня, честно говоря, разочаровали. Музыкальный ряд напоминает заезженную пластинку: станции повторяют не только друг друга, но и самих себя. А уж информации - просто кот наплакал, да и та чужая - из газет, зарубежных радиостанций или информационных агентств.

- У меня, честно говоря, особых ожиданий и не было. Потому что я был знаком с западным радиовещанием, французским в частности, достаточно богатым по количеству станций, но относительно небогатым по качеству.

Дело в том, что есть такой термин - "подкладка под рекламу", то есть все, что идет в эфир, - это подкладка под нее, для того чтобы она лучше "проглатывалась". Ведь надо точно представлять себе, что основная цель коммерческой радиостанции -получение прибыли. Как, какими средствами это осуществляется? Все зависит от аудитории, на которую нацелена станция. Если, скажем, на молодежную -то это на 90% стандартная англо-американская музыка. В основном достаточно мягкий рок и более или менее приличный поп...

- Но если "там" не очень богатый музыкально- информационный набор, то у нас он еще беднее. Ведь финансовая слабость станции - суровая реальность.

- Я бы не сказал, что музыкальные программы наших станций беднее, особенно у таких достаточно мощных, как "Радио максимум". "М-радио", "Европа+", "Ностальжи", имеющих контакты с зарубежными партнерами. Последние хиты у нас на "Эхо Москвы" тоже идут, их не так трудно достать, тем более что они моментально появляются на "черном" рынке в виде компакт-дисков.

- Так что, были бы деньги... А как же умение продюсера, музыкального редактора - ни при чем? Бьюсь об заклад, что если вы послушаете эти станции, скажем, неделю, то от приторно приятной музыкальной патоки и милого трепа ведущих вас потянет к родным "Маяку", "Радио России" или к "зарубежным голосам".

- Я так внимательно не слушаю других. Но знаю, что сейчас практически, нет негосударственных радиостанций, которые давали бы ИНУЮ музыку, хотя бы отчасти, кроме еще не широко известных станций и "Эхо Москвы".

- Верно, популярных мелодий прошлого, народной музыки, а уж тем более классики на негосударственной радиостанции не встретишь - не та аудитория ее слушает и рекламодатель туда не пойдет.

- У нас есть ночная ретро-программа, которая целиком посвящена отечественной музыке. Это ностальгия по нашему музыкальному прошлому. Конечно, никто из рекламодателей не проявился под эту ретро-программу, хотя слушают ее и звонят многие, и не только пожилые.

- Хорошо, если для большинства коммерческих радиостанций их программы действительно подкладка под рекламу, то как же вам удается давать некоммерческие музыкальные куски и, самое главное, много собственной оперативной информации?

- Мы поначалу строились совершенно на других принципах, но, увы, видимо, отчасти придется от них отказаться - прошло то романтическое время, когда можно было делать дешевое радио с коллективом единомышленников. Вообще, в основе работы радио "Эхо Москвы" лежало стремление небольшой группы людей удовлетворить свое журналистское любопытство за счет создания программ, которые были бы интересны слушателям. Но это дорогое "удовольствие". Мы большие средства расходуем на добычу информации.

- Значит, еще не созрели наши коммерсанты для того, чтобы размещать рекламу в хорошей новостной программе?

- Многие уже созрели, тут дело в другом. Мы поставлены в неравные условия с государственными радиостанциями. У них самые мощные передатчики, совершенные линии связи, потому что задача государства - оповещение максимального числа людей, в том числе и в случае кризисных ситуаций. Но, спрашивается, при чем здесь реклама? А ведь рекламодатель все понимает и идет в те средства массовой информации, где его услышит как можно больше народу. А это - Радио России, "Маяк", "Радио-1".

- Реклама ясно при чем - снизить госрасходы, поддержать коллективы.

- Использование рекламы в цивилизованном мире отдано частным радиостанциям. Я как налогоплательщик имею право потребовать, чтобы на государственной станции рекламы не было, а была социально полезная информация.

- Потребовать-то вы можете... И все же, каковы перспективы у частного вещания, имея в виду, что его борьба с государственным продлится долго? Ведь даже в развитых странах этот процесс еще идет.

- Да, давайте посмотрим, к чему они пришли. Скажем, на французском радиорынке всего 5-6 предпринимателей в области радиобизнеса могут окупать себя на рекламе. А во Франции более 2,5 тыс. передатчиков. Все остальные живут за счет других источников: дотации, на средства спонсоров, в том числе общественных благотворительных организаций и т. д. Итак, только пять-шесть радиосетей действуют не в убыток себе, сотни станций появляются и исчезают. У нас реально есть место только для двух-трех частных сетей, учитывая, что 3-4 государственные уже входят в эту систему.

Поэтому будущее у тех, кто уже сейчас заложил основы долгосрочного сотрудничества с мощными зарубежными концернами или достаточно плотно присоединился к государственным структурам, которые имеют льготы в оплате передатчиков, линий связи и т: д.

Неясность ситуации усугубляется еще и отсутствием закона о радио и телевидении. Но в нынешней ситуации и с нашими депутатами его никак нельзя принимать, потому что это будет носить политический характер, а цели, преследующие благо государства, отойдут на задний план.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно