Примерное время чтения: 5 минут
115

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ. Шанс есть, но у всех разный

В 1991 - 1992 гг. в двух из бывших советских республик валовой внутренний продукт (ВВП) сжался более чем наполовину, а еще в двух - более чем на треть. Даже в самых удачливых производство сократилось на одну пятую. Набравшие инерцию разрушительные процессы не удастся остановить быстро.

Глубина сокращения ВВП в государствах СНГ (в %, в ценах 1990г.)

Источник: данные Б. Болотина, Институт мировой экономики и международных отношений РАН

Вместе с тем долговременные траектории экономического роста новых независимых государств выглядят далеко не одинаковыми.

Сравнительные характеристики новых независимых государств

* В случае прекращения военного конфликта с Арменией.

** В случае стабилизации внутреннего положения.

Источники: Официальная национальная статистика; экспертные оценки.

ПЕРСПЕКТИВЫ БОЛЬШИХ ГОСУДАРСТВ

Среди пятерки больших государств наилучшие перспективы у Казахстана. Сравнительно простая структура экономики с большим удельным весом аграрного сектора вкупе с сохраненной системой централизованного управления и относительно жесткой дисциплиной труда, а также богатыми природными ресурсами позволяет Казахстану рассчитывать на менее острое протекание кризиса и скорейшее экономическое восстановление. К тому же крупные инвестиции западных нефтегазовых корпораций подхлестнут, по-видимому, приток частного иностранного капитала. В значительной степени хозяйственная ситуация в Казахстане в силу высокой степени экономической интеграции будет определяться отношениями с Россией.

На другом полюсе - Беларусь, которая в еще большей степени, чем Казахстан, зависит от экономических связей с Россией. За счет последней здесь почти целиком удовлетворяются потребности в энергии и сырье. Практически Беларусь не имеет серьезных предпосылок для проведения самостоятельной экономической политики. В долговременной перспективе политическая стабильность республики и отсутствие этнических конфликтов, особенно заметные на фоне соседей по СНГ, могут привлечь сюда иностранный капитал. Однако масштабы иностранных капиталовложений вряд ли будут существенными.

Украина еще не прошла пик сокращения производства. Не исключено, что в 1993 - 1994 гг. удельный вес сельского хозяйства в общем объеме производства превысит здесь долю промышленности, то есть экономика вернется к ситуации начала 60-х гг. Огромное давление на бюджет окажут требования безнадежно убыточных по мировым стандартам производителей угля. Восстановление роста возможно лишь при условии улучшения торгово- экономических отношений с Россией.

В тяжелейшем положении окажется и сама Россия, медленное и болезненное экономическое выздоровление которой отодвинуто в лучшем случае на 1995 г. При этом роль мотора экономического роста сыграют богатейшие природные ресурсы, в первую очередь нефть и газ. Наряду с природными богатствами решающий вклад в экономическое возрождение могут внести высокотехнологичное производство и "человеческий капитал", если только чередующиеся команды реформаторов не умудрятся растерять их по дороге к светлому рыночному будущему.

Узбекистану главным образом приходится рассчитывать на экспортные ресурсы минерало-добывающей промышленности и хлопка. Золотодобыча и наращивание производства нефти и газа на вновь открытых месторождениях облегчит Узбекистану вхождение в мировой рынок и перестройку торговых связей с партнерами по СНГ.

ГОСУДАРСТВА БАЛТИИ

Здесь быстрее, чем где-либо в экс-СССР, может начаться достаточно быстрое восстановление экономического роста. Традиционно более развитая здесь легкая и пищевкусовая промышленность значительно облегчает задачу структурной перестройки экономики. Однако перспективы роста во всех трех государствах не стоит переоценивать. Во многом, если не исключительно, они определяются характером экономического взаимодействия с Россией, являющейся для балтийских стран единственным реальным экспортным рынком и поставщиком энергии и сырья.

МАЛЫЕ ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Преимущественно аграрные центрально-азиатские экономики, сельское хозяйство которых в большей степени зависит от вовлекаемых в оборот водных ресурсов, удобрений и гербицидов, чем от потребления энергии, перенесут кризис легче, в сравнении с более развитыми соседями. Резкое сокращение централизованных субвенций приведет к тому, что потребление и инвестиции сократятся здесь заметнее, чем производство.

Лучшие шансы имеет Туркменистан, газовые ресурсы которого позволяют ему рассчитывать на получение 6 млрд. долл. ежегодно. Все определяется тем, насколько удачно ему удастся встроиться в международное разделение труда. Гражданская война в Таджикистане привела к утрате до 80% промышленного потенциала. Фактически на условной шкале социально-экономического развития эта страна переместилась в группу стагнирующих наименее развитых государств. По-видимому, в ближайшее время в эту же группу переместится и Кыргызстан.

КАВКАЗ И МОЛДОВА

Ближайшие перспективы Армении, Азербайджана и Грузии достаточно мрачны. Войны и внутренние конфликты не дают надежды на восстановление экономического роста в обозримой перспективе. В случае прекращения военных действий и восстановления стабильности нефтяные ресурсы делают наиболее предпочтительными шансы Азербайджана.

Ярко выраженная аграрная специализация Молдовы и относительно более легкие задачи институциональной и структурной перестройки сельского хозяйства позволяют прогнозировать сравнительно спокойное протекание экономического кризиса. Однако острые этнические конфликты подрывают основы долговременного экономического роста и здесь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно