Примерное время чтения: 4 минуты
156

ВЫСТАВКИ. Первый космонавт мира - "Иван Иванович"...

Розовое лицо "Ивана Ивановича", побывавшего в космическом пространстве, преисполнено меланхолии, будто он всегда сознавал, что доблестные приключения советских космонавтов приведут именно сюда - на аукцион фирмы "Сотби".

ЗДЕСЬ будут представлены сотни памятных вещей, оставшихся от некогда триумфальных достижений СССР, начиная с тщательно очищенной космической капсулы, построенной для троих, и кончая самим "Иваном" - испытательным советским манекеном, который все еще пригоден и готов для нелегких оборотов вокруг Земли.

"Здесь вы можете максимально близко ознакомиться с началом эпохи выхода человека в космос", - сказал Дэвид Редден, директор аукциона "Сотби", который запланировано провести в декабре в Нью-Йорке. Десятки советских космонавтов представили памятные предметы для "Сотби", не только стремясь заполучить доллары, но и желая поделиться со всем миром рассказами о своих приключениях, которые долгое время скрывали.

На аукционе будут предложены частички лунного грунта, собранные механическим путем и доставленные ракетой на землю, а также один космический скафандр, которым никогда не пользовались, предназначенный для высадки людей на Луну, она так и не состоялась.

Некоторые из внешне скромных предметов представляют самую большую ценность. Например, в течение тех долгих месяцев, когда космонавты пребывали на космической станции "Мир", они заимствовали способ проведения свободного времени у китобоев, уходивших в долгие плавания: гравировали замысловатые рисунки на простых алюминиевых ножах. "Космическая резьба!" - с восторгом восклицает аукционист.

В течение тех 18 месяцев, когда г-н Редден вел в бывшем Советском Союзе переговоры для фирмы "Сотби", он открыл одно из главных сокровищ русских - их горячую склонность к подробным рассказам о жизни. В ходе этих рассказов выяснилось много любопытного. Так, сильно изношенная перчатка от космического скафандра сыграла критическую роль для космонавта, который провел несколько отчаянных часов в открытом космосе, вцепившись в поврежденный люк. Безобидный пакет гаек и болтов, оставшихся от одного из самых ранних космических рейсов, был собран одним космонавтом, который с удивлением обнаружил, что детали космического корабля отваливаются от него точно так же, как и детали плохо сделанного советского автомобиля, и плавают вокруг него в пространстве.

Именно этот аукционист, а не космонавты, предложил идею о продаже, подчеркнув, что подробные отчеты об историях, связанных с предметами, имеют исключительно важное значение.

Таким образом, поздравительная телеграмма, направленная Н. С. Хрущевым Ю. А. Гагарину, является исторической, хотя она и приукрашена большевистской чепухой, равно как и прощальное приветствие этого космонавта своим коллегам, написанное от руки на миллиметровой бумаге. Неменьший интерес представляет и вклад, внесенный его дублером майором Германом Титовым. Впоследствии он стал первым человеком, который принимал пищу в космосе, на продажу представлена его вилка, украшенная крохотным символом в виде петуха.

"Иван Иванович", ожидающий судьбоносных торгов, тоже мог бы рассказать одну историю. В советском подходе к космической гонке не проводилось репетиций полетов и на Землю не возвращали тщательно окутанных проводами обезьян, как это было в американской программе. Примером тому - собака Лайка, ставшая первым живым существом, которое совершило космический полет в 1957 г. и осталось в космическом пространстве. Но непосредственно до полета Гагарина в космос был запущен "Иван Иванович", "товарищ манекен", для проверки того, катапультируются ли скафандр и парашют.

Они оказались в порядке, и, когда 32 года назад "Иван" спустился на парашюте с космического корабля "Восток", команда из семерых спасателей прибыла туда на санях, чтобы вызволить его из снежной бури.

"Там был этот герой в оранжевой одежде, - вспоминает один из спасателей, рассказывая историю, предназначенную для каталога "Сотби". - Можно было подумать, что это усталый путник, окоченевший на морозе". Жители деревни рассердились, когда охранники запретили им оказывать помощь застрявшему в снегу "Ивану" и накормить его. Только после того, как одному из самых пожилых людей в деревне разрешили дотронуться до каучукового лица "Ивана", они успокоились.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно