Примерное время чтения: 5 минут
89

В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ. Конституционные страдания

Анализ данных, предоставленных Управлением по работе с территориями, показывает, что по существу мнения регионов (проведено более 60 из запланированных 80 конституционных совещаний), на суд которых были вынесены оба проекта - президентский и парламентский, - едины в главном: во-первых, конституционная реформа необходима; во-вторых, ее необходимо провести в этом году; в-третьих, нужен единый проект для дальнейшего обсуждения. Речь идет скорее лишь о том, какой из проектов считать базовым.

ЧТО значит отвергли? Вопрос так не ставится, - заявил нашему корреспонденту глава парламента Удмуртской Республики В. Тубылов. - Внимания заслуживают оба проекта. Основные разногласия заключаются в подходах к практической реализации президентской власти. Должны быть реальные, четкие противовесы для каждой власти, чтобы ни одна из них не могла превысить своих полномочий. Президент не должен иметь права распускать или назначать".

Примерно аналогичной точки зрения придерживаются руководители остальных республиканских парламентов, в частности, по мнению руководства ВС Республики Марий Эл, сам факт существования двух проектов невольно втягивает территории в конфликт между центральными властями.

На общем фоне можно выделить позиции Татарстана, Республики Саха (Якутии) и Республики Калмыкии Хальмг Тангч. ВС Татарстана настаивает на включении в проект новой Конституции РФ отдельного положения о договорно-конституционных отношениях между Татарстаном и Россией. Якутию не устраивает ни президентский, ни парламентский варианты, как, впрочем, и Калмыкию, которая предложила свой вариант.

"Оба проекта базируются на одной основе - на естественных правах человека, поэтому они в принципе совместимы, - считает председатель Нижегородского областного Совета Е. Крестьянинов. -По мнению наших экспертов, и Совет с этим согласен, как базовый лучше использовать президентский вариант, ибо он наиболее приемлем по архитектуре построения Конституции".

Но, как бы там ни было, и углубляющийся конфликт между Президентом и парламентом, и перипетии, связанные с принятием новой Конституции, - это лишь внешние проявления борьбы сторонников и противников реформ в стране. И парламент, при всех своих заверениях о приверженности реформам, вольно или невольно становится оплотом консервативных сил. Об этом прежде всего свидетельствуют не слова, а дела народных избранников, достаточно ярко проявляющиеся на местах.

ЧЬЯ ГОЛОВА НА ОБЛАСТНЫХ ПЛЕЧАХ?

В ряде регионов произошла смена глав администраций, назначенных в свое время Президентом. Процесс, по общей оценке, объективный: за положение дел перед людьми должен отвечать человек, которого они выбрали сами. Однако кого же зачислили в команду Президента местные Советы?

В Орле, например, нынешний глава администрации Е. Строев начал с тотальной замены всех руководителей. Причем при назначении новых предпочтение отдается представителям бывшей областной партноменклатуры.

В Липецке назначен М. Наролин - активный сторонник ГКЧП.

А. Ковлягин стал главой администрации в Пензе. В прошлом - помощник секретаря ЦК КПСС Г. Разумовского.

Смоленской областью руководит А. Глушенков, также в свое время активно поддержавший ГКЧП. Руководитель Брянской области Ю. Лоткин считает курс правительства антинародным и обещает сделать все, чтобы его свернуть. А В. Берестовой, возглавивший Белгородскую область, в интервью перед референдумом сообщил, что "люди не хотят принимать спекулятивный курс реформ правительства".

Вот такую команду "помощников" получил Президент с легкой руки ВС республики. Есть уже и реальные результаты деятельности новых глав администраций. В ряде регионов, например, под различными предлогами начали отбирать землю у фермеров. В Мордовии Верховный Совет республики вообще упразднил институт президентства вместе с самим президентом и с милицией выдворил его из здания правительства. При этом ни Конституционный суд РФ, ни Верховный Совет, так ратующие за соблюдение конституционных норм, не спешат восстанавливать закон.

ЖИЗНЬ ДИКТУЕТ СВОЕ

В этой ситуации, пожалуй, необходимо учитывать и объективные процессы, происходящие в обществе. Характерна, например, такая особенность: смена глав администраций происходит там, где падает рейтинг Президента. В свою очередь рейтинг Президента снижается там, где идет отступление от курса реформ. Как бы ни ругали Собчака и Лужкова, они по-прежнему на своих местах, и за поддержку Президента в Питере и Москве высказалось более 70% населения. Возглавил Нижегородскую область молодой прогрессивный Немцов, и рейтинг Ельцина подскочил там с 39 до 50%. Аналогичная ситуация в Калининградской области. Сегодня, когда люди едут к родственникам в Вологду и спрашивают, что везти из столицы, им отвечают: везите деньги, у нас все можно купить. Результат - за два года число сторонников Президента выросло в 2 раза. Сегодня люди верят не личностям, люди верят в перемены и ждут их. В демократическом обществе власть принадлежит не Президенту и тем более не парламенту, а Закону. Остается надеяться, что Россия, наконец, получит такой Закон. Конституционное совещание назначено на 5 июня.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно