aif.ru counter
61

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. У больного общества - больное сознание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 27/01/1993

Новосибирские психологи П. БЕЛЕНКО и Н. ВЛАСОВА были первыми и единственными психологами, которые консультировали нынешнего Президента России Б. Ельцина, еще когда он был Председателем ВС РСФСР.

Работая с депутатами, руководителями и предпринимателями, они, подобно тому, как экономисты выявили синдромы "больной" экономики, выявили синдромы "больного" мышления - стереотипы, которые прочно вошли в наше сознание и подсознание. Эти стереотипы "шлифовались" десятилетиями и сегодня нередко мешают нам.

"ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ"

Два вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?" - считаются извечно русскими. Но вес их в общественном сознании разный.

Если сравнивать наше общество с тонущим кораблем, то, по логике здравого смысла, все мы дружно должны искать ответ на вопрос: "Что делать?" Но больное мышление проявляется в том, что мы все делаем с точностью до наоборот. Мы зациклились на анализе прошлого, поиске виновных, жажде мщения и, главное, расходуем на это свое время, интеллект и энергию. А у общества есть строго определенный ресурс всего этого. Согласно здравому смыслу, он должен быть распределен в соотношении 20:80, то есть 20 процентов - анализ причин случившегося и 80 - поиск выхода из ситуации.

"СОРИНКА В ЧУЖОМ ГЛАЗУ"

Конечно, искать причины того, почему получилось так, а не иначе, нужно. Но причины могут быть разные. По статистике, 80% всех отклонений от нормального процесса происходит по вине обстоятельств и только 14% относится к людям.

Казалось бы, нужно искать причины там, где они чаще всего и лежат. Но, увы. Наше мышление часто направлено прежде всего на поиск виновных, а не на способы устранения причин. Мы спрашивали многих рабочих и служащих: что им мешает работать? Ответы были, как правило, одни и те же: помехи и преграды они видят где угодно - в системе, в законах и т.д., только не в себе. Все, что могли бы сделать они сами в этой ситуации, не осознается. Ну, а если не отражено в сознании, не отражается и в деятельности. Наглядный пример: на съезде депутаты возмущаются высокими ценами, ссылаясь на избирателей, и тут же дружно голосуют за практически бесплатную приватизацию служебных квартир. Кто же после этого поверит в их "благородные" намерения?

Конечно, многие "причины" не зависят от нас, но часть из них всегда нам подвластна.

"ВОЖДИЗМ"

"Вождизм" - это ориентация на вождя (руководителя, царя и т.д.). Ожидание того, что кто-то придет и укажет нам путь, поведет за собой. Но при этом недоучитываются способности и возможности тех, кого ведут. Китайский философ Лао-цзы сказал: "Лучший вождь - это тот, которого народ не замечает, на втором месте - тот, которого народ обожает, на третьем - тот, которого боится, и на последнем - тот, которого ненавидит".

Ведущие компании мира тем и опережают других, что значительно лучше используют потенциальные возможности своих работников. Вместо привычных для нас единоначального или коллегиального методов принятия решений они используют так называемый партисипативный, или групповой метод. Решение здесь принимают сами работники.

Функция лидера - разработка стратегического направления, а разработка и реализация тактических планов должны быть отданы тем, кто идет за лидером.

"НАДО" И "НЕЛЬЗЯ"

"Надо" и "нельзя" настолько часты в нашей жизни и настолько сдерживают полет мысли, что напоминают красные флажки при охоте на волков. Но любые запреты ограничивают мышление. Задайте вопрос: "Что будет, если мы этого не сделаем?" И если ответа не найдете (а это часто бывает), то ваше "надо" можно отбросить и пойти другим путем. Или наоборот: "Что произойдет, если мы это сделаем?" И если не предвидится ничего страшного, то смело отбрасывайте это "нельзя".

"ЛОЗУНГОВОЕ МЫШЛЕНИЕ"

Мы долгие годы воспитывались на лозунгах - это не проходит бесследно. Наше мышление стало таким же неконкретным и шаблонным. Посмотрите, как формируются цели совещаний, сессий, собраний: в терминах - процессах - "обсудить", "повысить", "улучшить", а не в терминах конкретного результата.

На одном из съездов народных депутатов России мы проанализировали все предложения депутатов по выходу из ситуации. 80% этих предложений напоминали лозунги (повысить дисциплину, бороться со спекуляцией и т.д.). А какие конкретно меры могут повысить дисциплину? Что такое хорошая дисциплина?

"Лозунговое мышление" рождает поверхностные предложения и идеи, при том что у людей создается иллюзия завершенности своей миссии. Лозунговый способ выражения мыслей рождает непонимание, неудовлетворенность людей от деятельности и общения и главное - не приводит к конкретным результатам.

"ИСТЕРИЧНОСТЬ ПЕРЕД ПРОТИВОРЕЧИЯМИ"

Собаку обучают отличать круг от эллипса. На круге ей дают пищу. На эллипсе она получает удар электрическим током. Но вот перед ней эллипс вращают с большой скоростью, и он превращается в круг. Собака, не зная, как реагировать, впадает в депрессию или "истерику". Она не может понять, что одно и то же тело может быть при определенных условиях эллипсом и кругом. Подобная реакция на сложности, противоречия жизни свойственна многим, если не большинству людей.

Мы жили в безальтернативном обществе - это не могло не отразиться на нашем мышлении. Обратите внимание, как спорят наши люди. Каждый доказывает свое, "не слыша" того, что говорит партнер. Вместо того чтобы найти сначала общее во взглядах, затем новое, то, чего не было у себя, но не разрушающее собственные представления, а затем выявить противоречащее и обдумать его - а может быть, другой прав больше, чем я? Отбрасывается все. Остается своя, более простая, понятная картина мира и событий в нем.

Унификация, единая идеология, отсутствие выбора разрушили нормальное мышление нации. Его теперь нужно выстраивать заново.

"ОГРАНИЧЕННЫЙ ВРЕМЕННОЙ ГОРИЗОНТ"

У алкоголика временной горизонт - одни сутки. Что будет потом, его не интересует. У начальника цеха - один месяц. Все его мысли вращаются в этом пределе - времени выполнения плана. У участников совещания - время совещания.

Живем настоящим днем. Далеко не заглядываем, не прогнозируем, не анализируем возможные последствия. Поэтому то, что происходит, обычно застает врасплох, бывает неожиданным. Приходится по ходу преодолевать возникшие препятствия. А ведь человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать последствия.

"НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ"

Люди при выполнении какой-то работы могут отклониться в две стороны: выполнить хорошо или плохо. Раз возможны два варианта поведения, то возможны и два варианта реагирования на это поведение. Сделал хорошо - будет награда, сделал плохо - наказание.

Вроде все так и есть. Однако в нашем мышлении наблюдается сдвиг в сторону кнута. Посмотрите, как работают ГАИ, система служб техники безопасности, милиция, школа и многие другие. Они тут же реагируют наказанием на любые отрицательные отклонения, и это типично и привычно. А то, что неэффективно, - ну что же! Сколько борются с нарушениями в школах, в вузах, на предприятиях - а кривые все ползут вверх. "Синдром неотвратимости наказания" не дает нам заметить этой неэффективности. Появляются объяснения неудач - дескать, мало или не так наказываем.

Хотите воспитать инициативу у сотрудников? Поручите нужное дело и не вмешивайтесь каждый день. Примите тот план, который он предложит. Пусть он будет и неидеален. Вообще, отмечайте его хотя бы взглядом и жестом. И практически не надо наказаний. Наказание должно быть редкостью, когда человек действительно нарушает законы.

Подготовили А. ЖДАНКИН, В. РОМАНЕНКО

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы