Примерное время чтения: 5 минут
107

В РОССИИ ДОБЫВАЕТСЯ 85% НЕФТИ БЫВШЕГО СССР. "Черное золото" в черной беде

Жидкое топливо всегда было "палочкой-выручалочкой" нашей экономики, исправно принося валютные доходы и латая дырки в бюджете. А сегодня? Нынешние разговоры о нефти приобрели характер своеобразного "плача Ярославны". Директора заводов и фабрик кричат о своем грядущем разорении из-за высоких цен на нефть; председатели колхозов и совхозов жалуются, что не могут убрать урожай, топлива нет даже по "ненормальным" ценам; потребители с ужасом ожидают приближения холодов. Ну а наше правительство, сохраняя хладнокровие, заявляет о "доведении цен на топливо до уровня мировых" в недалеком будущем.

Что ж, попробуем взглянуть на российскую нефть без предвзятости.

Известно, что:

* разведанные запасы нефти на территории бывшего СССР составляют, по разным оценкам, 6 - 10% от общемировых;

* на долю России приходится 85% запасов бывшей советской нефти, Казахстана - 9%, Азербайджана - 23%, Туркмении - 2%;

* в самой России есть свой бесспорный лидер - Западная Сибирь, где сосредоточено 66% нефтяных запасов бывшею СССР. В одной только Тюменской области находится 13, 8 млрд. т "черного золота", что сопоставимо с Ираком (13,2 млрд. т), Ираном (12,1 млрд. т), Кувейтом (13,1 млрд. т) и ОАЭ (12,6 млрд. т).

Однако в структуре переработки российской нефти имеются явные перекосы. Например: 37% приходится на топочный мазут, что превышает уровень США в 5 раз, а степень извлечения легких фракций составляет, по явно завышенным данным, 63% по сравнению с 90% в США.

Если повысить глубину переработки хотя бы до 75 - 77%, то Россия могла бы экономить 38 - 40 млн. т нефти в год. Добавим, что имеющиеся на российской территории мощности явно недостаточны для переработки добываемой нефти, а пропускная способность морских портов по нефтегрузам составляет лишь 42,3% от бывшей общесоюзной.

ОХ УЖ ЭТИ МИРОВЫЕ ЦЕНЫ

В последние годы нефтяники "радуют" нас постоянным снижением добычи нефти и ее экспорта. Вот и в этом году добыча сократилась еще на 20 млн. т.

Любопытно, правда, другое.

В 1991 г. план по экспорту нефти равнялся 61 млн. т, а лицензии на ее вывоз были выданы на 150 млн. т. Ошибка? Ну это как посмотреть, ведь трудно устоять перед соблазном заработать на каждой тонне нефти 120 - 140 долл. вместо 2 - 3 тысяч рублей. Следовательно, нефть, "прикрытая" лицензиями, уходила за рубеж, потребители кричали о ее нехватке на внутреннем рынке, правительство видело выход в повышении цен на топливо, а кое-кто хорошо нагрел на этом руки.

Дальше - больше. В конце декабря прошлого года российские нефтяники с изумлением узнали из газеты "Известия", что такие компании, как "Тексако", "Бритиш петролеум" и другие, заключили соглашения о добыче нефти на территории России. Но позвольте, а на каких условиях, на какие сроки, каковы масштабы этих соглашений? Нефтяники недоумевают, потребители просто не обратили внимания.

Вместо разработки правовой основы, могущей положить конец беспределу в эксплуатации национальных нефтяных богатств, правительство заявляет о необходимости отмены контроля над ценами на энергоносители. Кстати, в США такой контроль был отменен лишь в 1983 г. А что имеется в виду под "мировыми ценами на нефть"? Они же всюду разные!

* Саудовец, например, за литр бензина платит 5 центов, француз - доллар, американец - тот же доллар, но за галлон (3,8 литра). Правительству России не мешало бы наконец соотнести цену на энергоносители со средней зарплатой. В противном случае придется при этом или закрывать, или дотировать все энергоемкие производства. С другой стороны - грозят забастовками правительству нефтяники, нажимает "Гермес" - новоявленный монополист в сфере нефтяных операций, не отступятся от своего зарубежные партнеры, претензии предъявляют бывшие союзные республики.

НЕФТЯНИКИ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

"Игры" вокруг цен дополняются неразберихой в нефтяной промышленности. Оснащенная допотопной, да к тому же изношенной до предела техникой, она не только не получает достаточных средств на модернизацию, но и не в состоянии добиться таких технологически простых вещей, как компрессоры. В результате вместо закачки в пласт газа нефтедобывающие предприятия используют воду, а газ сжигают. Закачиваемая в скважины вода становится очень едкой и разрушает сотни километров трубопроводов, ставших почти "золотыми". Ведь украинские и российские прокатчики продают трубы по уже совершенно сумасшедшим ценам, пытаясь не только компенсировать затраты на энергоносители, но и получить хоть какую-то прибыль.

Есть ли выход из создавшегося положения? Ни в коем случае не претендуя на роль "самого умного", все же замечу, что в первом приближении он видится в следующем: во-первых, необходимо изыскать средства для реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности в целях углубления переработки нефти. Нынешнее ее использование - это ни с чем не сравнимое варварство, которого нам не простят потомки. Мы бездумно прожираем их долю богатств России и портим экологию на много десятилетий вперед. Средства на реконструкцию можно добыть за счет акционирования отрасли, создания смешанных с иностранным капиталом нефтяных компаний.

Во-вторых, нужно установить строгий правительственный контроль над доходами от экспорта нефти, который помог бы направить их часть на нужды нефтедобывающей промышленности. И, наконец, в-третьих, правительство должно обуздать беспардонное завышение цен на оборудование, необходимое для нужд нефтяного хозяйства.

В. ИСАЕВ, зав. сектором Института востоковедения РАН

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно