Примерное время чтения: 3 минуты
230

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. Деловое общение

Легко говорить приятное, не правда ли? О том же, что нам в поведении человека не нравится, сказать намного труднее - так можно и отношения испортить, и обидеть его. Молчать и носить недовольство в себе невозможно, все равно рано или поздно это выльется и почти наверняка приведет к конфликту или даже к нервному срыву. Как же высказать свои претензии коллеге, подчиненному и даже своему начальнику, и при этом - не обидеть, не прослыть скандалистом, а напротив, даже улучшить деловые отношения?

* Говорите о конкретном факте, не "навешивайте ярлыков". Ваши слова должны быть связаны только с поступком человека, но не с оценкой его личности. Если сотрудник опоздал, не обобщайте: "Вы безответственный!" - речь должна идти лишь о конкретном опоздании.

* Не требуйте невозможного - говорить можно только о том, что человек в силах изменить, т. е. ваша критика должна быть конструктивной. Недопустимы фразы типа: "Вы слишком стары для этого...", "Конечно, при таких родителях...".

* Постарайтесь говорить именно о том чувстве, которое вы действительно испытываете по этому поводу. "Мне было очень обидно, что вы сделали мне замечание при всех...". Так как вы говорите не о сути замечания, а лишь о собственных эмоциях, это не провоцирует ответное возражение и исключает развитие ссоры.

* Не стоит домысливать и приписывать свои домыслы другому - не интерпретируйте его поступок (поведение). "Мы тут обсуждаем, а ты сидишь помалкиваешь, тебя это не волнует...". Ограничьтесь в своих замечаниях лишь констатацией того, что вам не нравится.

* Попробуйте не давать советов ("Я бы на твоем месте...") и не ставить оценок ("Это неразумно". "Это нереально..."). Тем самым вы занимаете поучающую позицию, которая едва ли принесет пользу.

* Не копите обиды, не делайте их предметом обдумывания по ночам ("Я ему скажу... А если он мне ответит... Ну, тогда я ему..."). Не припоминайте давних обид - вы-то их помните, а другой давно уже забыл, о чем речь... В то же время, прежде чем сказать первое слово, будьте уверены, что в данный момент вас готовы выслушать. Поэтому лучше не выяснять отношения, когда человек занят работой, или плохо себя чувствует, или прямо с "порога", а также в присутствии других.

* Всегда высказывайте претензии лично человеку - нельзя допускать "прозрачные намеки" в его присутствии. "А вот некоторые сотрудники постоянно опаздывают...", "А кое-кто считает...". Такие фразы ставят человека в двусмысленное положение: ответить нельзя, потому что имя не названо, и промолчать тоже, ведь и он и окружающие поняли, о ком речь. А подобная атмосфера в коллективе не способствует нормальным деловым отношениям.

М. МЕЛИЯ, российско-американский психологический Центр "ЭКОПСИ"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно