Примерное время чтения: 5 минут
130

МНЕНИЕ ПОСЛА. "У вас уже нет времени на осторожность"

Еще совсем недавно некорректное высказывание дипломата о стране аккредитации могло рассматриваться как вмешательство в ее внутренние дела и привести к нежелательным для дипломата последствиям.

Но времена меняются. "Внутренних дел" уже практически нет. Все мы намертво связаны друг с другом ядерным оружием, экологией и много чем еще.

С послом Великобритании в России сэром Родриком БРЕЙТУЭЙТОМ беседует корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ.

- Г-н посол, вы недавно вернулись из поездки в Алма-Ату и Киев, в ходе которой сопровождали министра иностранных дел вашей страны Д. Хэрда, а также провели переговоры в Москве с руководством России. Каковы ваши личные впечатления от переговоров?

- Разговор с Е. Гайдаром и Б. Ельциным был очень ясен и конкретен. Мы получили ощущение, что правительство знает, куда идет. У него есть цель и воля, чтобы эту цель выполнить. Особенно это ощущалось у Ельцина. Его много критиковали за то, что он взял на себя функции премьера, но мы поняли, что по-другому поступить он просто не мог. Реформа - дело всей его жизни, он не может передоверить ее кому-то. Но вместе с тем Ельцин сказал нам, что реформа в России нуждается в серьезных поправках.

- Каков, по-вашему, главный результат визита Д. Хэрда?

- Министр убедился, что экономическая реформа наконец-то сдвинулась с мертвой точки. Это очень важно для получения от Запада кредитов государствами СНГ. А кроме того, это важно и для их вступления в Международный валютный фонд.

- Означает ли это, что программа Гайдара все же недостаточно эффективна? Уже сейчас многие считают, что долг России Западу будет быстро увеличиваться, производство сокращаться, а безработица расти как снежный ком, и в конце концов страны Запада, чтобы вернуть свои деньги, данные странам СНГ в долг, установят над ними нечто вроде кондоминиума. (Это совместное управление одной территории двумя или несколькими государствами. - Ред.).

- Я могу вас точно заверить, что кондоминиума не будет. Потому что при том развитии событий, какое вы сейчас нарисовали, до него просто-напросто разразится гражданская война.

- Спасибо. Успокоили...

- Но, откровенно говоря, когда я слышу подобные разговоры, а слышу я их все время, то я думаю о том, что вы, русские, просто неисправимы в своем пессимизме. Берясь за какое-то дело, вы с самого начала не верите в его удачное завершение. Вы не верите ни в себя, ни в ваших руководителей.

Да, вероятно, в программе реформ правительства России есть недостатки, вероятно, есть ошибки и в самом ее исполнении, но мне думается, что это не столь уж важно. Главное, что Ельцин и Гайдар, несмотря ни на что, идут вперед.

...История России очень трагична, и народ все время ощущает ее бремя. Демократия только-только начала пробивать себе дорогу в этой стране. А когда люди веками находятся под прессом чужой воли, когда любая инициатива подавляется, всем на все наплевать. Отсюда безответственность, боязнь самостоятельно что-то решать. Отсюда фантастическая, по европейским меркам, наглость начальства, даже самого мелкого, привыкшего к безнаказанности, и униженное подобострастие "маленьких" людей.

- Г-н посол, вы прекрасно говорите по-русски, много лет прожили в этой стране. Разрешите спросить вас как советолога: не ожидаете ли вы, что процесс дезинтеграции, начавшийся с развала СССР, не остановится на "достигнутом"?

- В конце концов процесс должен иметь какой-то конец, разумный или неразумный. Сепаратистские течения существуют не только у вас. В Великобритании, например, есть Движение шотландской независимости, есть национальная проблема в Бельгии, во Франции. Фактически она существует во всех странах. Но мы в Западной Европе удерживаем эту проблему в определенных рамках прежде всего потому, что полагаемся на здравый смысл народа. Они сами осознают, что сепаратизм не имеет будущего. Если рассматривать Западную Европу как одну многонациональную страну, тогда можно сказать, что у нас гражданская война продолжалась 900 лет. Но после 1945 г. наши народы поняли, что так дальше нельзя. В корне большинства западноевропейских войн лежал конфликт между Францией и Германией. Теперь этот конфликт можно считать оконченным. Значит, здравый смысл может преодолеть даже такое глубокое чувство, как многовековая национальная неприязнь.

- Некоторые наши экономисты настаивают на "обвальной" приватизации, другие - за постепенный подход. Недавно я беседовал с руководителем крупной британской государственной компании "Бритиш коул", так он рассказал об очень осторожной, рассчитанной на годы приватизации госкомпаннй в вашей стране.

- Возможно, осторожный поэтапный подход был бы предпочтительнее, но у вас процесс непринятия решений слишком затянулся. А экономика все это время разрушалась. Поэтому, я думаю, вы подошли к такому краю, когда у вас уже нет времени на постепенность, осторожность. Во всяком случае уже надо, наконец, что-то делать, и побыстрее.

Я иногда общаюсь с простыми людьми. Они говорят, что готовы перестрадать, но надо знать, во имя чего. А до сих пор люди думают, что страдают бессмысленно.

- И последний вопрос, сэр Родрик. Я знаю, что вам было пожаловано личное дворянство. Скажите, что нужно сделать дипломату, чтобы получить такой титул?

- В данном случае я далек от того, чтобы превозносить свои личные заслуги, хотя в основном дворянский титул - личный или наследственный - жалуют именно за них. Но в британской дипломатической службе существуют посольские должности, при которых личное дворянство дается как бы автоматически, чтобы продемонстрировать особое уважение к данному государству. К ним относятся Россия, Франция, США, Япония, Индия, Германия и Италия.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно