Примерное время чтения: 4 минуты
96

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ. Отправим на пенсию Спасскую башню?

После выхода в свет материала "А. Леонов уходит на пенсию" в редакцию стали поступать письма читателей с вопросами: "Уходит или его уходят, болен ли он, в состоянии ли работать дальше, кто решил, что он не способен к дальнейшей службе?" Почти во всех письмах или телефонных звонках был и такой вопрос: "Он что, гэкачепист?".

КАК-ТО Главный конструктор С. Королев предложил известному летчику-испытателю С. Анохину и тогда еще молодому офицеру А. Леонову познакомиться с необычным скафандром, в котором предстояло работать вне корабля. Анохин пользовался авторитетом у Королева, и когда тот сказал Главному конструктору: "Давайте дадим решить эту задачу вот этому рыжему парню, по-моему, он вывернется из любой ситуации", - вопрос действительно был решен. Первым человеком, покинувшим корабль в космосе, стал Алексей Леонов. Этот "рыжий парень" тогда действительно справился со многими, сложностями, о которых мы до сих пор ничего не знали. Оказалось, что скафандр деформировался от огромного перепада давления и космонавту пришлось работать в очень стесненных условиях. Леонов перегрелся до 38 градусов, за это время он потерял 6 кг собственного веса. Были сложности и с посадкой. Капсула опустилась далеко от намеченной точки (вблизи Соликамска). Командир П. Беляев и Д. Леонов трое суток на 25-градусном морозе ждали помощи.

Все это знали только самые близкие люди. Для всех остальных он был первым, кто шагнул в вакуум, супергероем, счастливчиком...

Таким, как он, вручали ордена и звезды Героев и тут же вешали себе на грудь такие же награды. Но разница состояла в том, что одни получали их за постоянный риск, а другие - к юбилеям.

Когда после полета Леонов вместе с другими космонавтами въезжал в Кремль, была произведена попытка террористического акта. Он чудом остался жив: вопреки всем законам баллистики пули пролетели мимо. Впереди ткнулась в руль голова водителя с простреленным затылком. Спустя несколько минут Леонид Брежнев взволнованно скажет Леонову: "Не волнуйся, стреляли-то в меня".

Получив приглашение, он, будучи исполнительным человеком, прибыл в апреле этого года на встречу с будущими гэкачепистами Язовым и Баклановым. Только речь в кабинете тогдашнего министра обороны шла не о перевороте, а о сложностях, возникших на стыке космической и военно-промышленной сфер. Кроме этих людей в кабинете были и другие специалисты в этой области. Сегодня именно эта встреча ставится в вину генералу- космонавту. Одним из первых он выступил против института политкомиссарства в космонавтике, высказывал идеи, которые сочли крамольными на Старой площади.

А проблем действительно много. И одна из них состоит в том, что НПО "Энергия", в контакте с которым работает А. Леонов, вдруг стало бедным как церковная крыса. Всего один пример. Японская сторона за совместную работу перечислила на счет НПО 12 млн. долл. Из них 10 млн. забрале государство, а оставшиеся два миллиона НПО должно было выкупить по схеме 1:6. Но "Энергия" - бюджетная организация. Денег взять неоткуда. В то же время было приказано сократить личный состав. Выбор руководства пал на офицеров - ученых. Их сокращают - 50 человек. Зато бережно отнеслись к политработникам - ищут применение в новых условиях. И это тоже не понравилось Леонову, а он в свою очередь не понравился выше стоящему новому начальству в Министерстве обороны.

А. Леонов всего-навсего летчик - космонавт 2-го класса, так как он летал два раза. Ю. Гагарину, его другу, не повезло еще больше - он летал только один раз (и, видимо, не имеет значения, что первым?) и поэтому был удостоен лишь третьего класса. Интересная бухгалтерия!

Есть ценности в жизни, которые не подлежат пересмотру. Эта наша национальная гордость, слава науки, космонавтики. Но если так смело взялись за тех, кто был первым в космосе, почему бы не отправить на пенсию, например, Спасскую башню. И не имеет значения, что она еще крепка, а часы идут верно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно