Примерное время чтения: 4 минуты
270

ПРЕДСКАЗАТЕЛИ - ОТ ПОЛИТБЮРО ДО НОСТРАДАМУСА. Ю. АФАНАСЬЕВ: грядут тяжелые времена

Наш корреспондент А. БИНЕВ обратился к одному из самых известных современных политиков, народному депутату СССР и РСФСР Ю. АФАНАСЬЕВУ и попросил его ответить на ряд интересующих читателей вопросов.

- В свое время вы были первым, кто произнес на Съезде народных депутатов СССР слово "оппозиция", и это было принято "в штыки". Спустя некоторое время это слово вошло в лексикон даже ваших оппонентов. Вы первый открыто заявили, что социализма в нашей стране никогда не было. Партийные функционеры обвинили вас во всех грехах, а в газете "Правда" появилась "разоблачающая" статья. Но на последнем коммунистическом Пленуме было заявлено, что социализма у нас действительно не было и его только предстоит построить.

Это всего лишь два примера того, что вы очень удачно предсказываете наше "непредсказуемое" прошлое. Но сейчас всех интересует: что будет с нами завтра?

- Будущее предсказывать, конечно, сложнее, чем интерпретировать прошлое. Тем более для историка. И все же можно попытаться объяснить некоторые тенденции, которые наиболее отчетливо вырисовываются в нашей жизни.

Мне кажется, что к концу года ухудшится экономическая ситуация. Несмотря на заверения В. Павлова о том, что удалось стабилизировать обстановку, многие видные экономисты приводят свои контраргументы. Будут расти цены. И это заложено в том, что есть сегодня. Видимо, увеличится количество безработных, что опять-таки вырисовывается довольно отчетливо. Все это вместе отразится на качестве жизни всего общества. Это, в свою очередь, приведет к росту недовольства. Но в отличие от того, что было, может проявиться новая конфигурация: этот всплеск недовольства неизбежно ударит по Б. Ельцину и демократам. Обозначилась черта, которая по-новому делит российское общество или разделит его в ближайшем будущем.

Что я имею в виду? Сейчас активно идет приватизация. Многие государственные предприятия меняют свой статус: появляются акционерные и смешанные общества, разрастается аренда. В результате получится приблизительно следующее: министерства, ведомства, дирекции предприятий (особенно крупных) приватизируют то, что было раньше абсолютной государственной собственностью, в свою собственность. Под видом приватизации произойдет овладение государственной собственностью новыми структурами власти вместе с хозяйственными и партийными (КПСС) органами.

- То есть, вы хотите сказать, что первыми капиталистами в нашей стране становятся те, кто всегда были апологетами коммунистической идеологии?

- Именно. У них для этого есть все необходимое. Они меняют сейчас свое место в обществе - от владения креслом переходят к владению материальными средствами (в разных формах, например, акций). Эти люди сейчас уже сделали для этого многое, а в ближайшее время овладеют ситуацией в тяжелой промышленности. И вот тогда люди увидят, что приватизация-то уже осуществилась. Я это называю "приватизацией по-советски". Это своего рода советский Клондайк. Итогом этого процесса также будет нарастание недовольства.

- Как все это расценить?

- Я говорил и продолжаю говорить, что это все неизбежно. Но дело в том, что значительная часть гражданского общества окажется, как и прежде, в стороне от процесса приватизации. Когда это будет очевидно для всех, представляете, сколь мощной может быть волна недовольства! И эта волна уже будет подниматься не на прежней базе, когда выступали против партократии и за гласность и демократию. В данном случае в социальные катаклизмы вмешиваются экономические интересы, а это гораздо серьезнее.

- А если говорить о более отдаленных перспективах - на два- три года?

- Здесь я в большей степени оптимист. Считаю, что природа свое возьмет. То, что у нас было, это противоестественно. Россия, к сожалению, идет медленно. У нас ведь по существу института частной собственности никогда не было. Я имею в виду базу для рыночной экономики. Не был решен аграрный вопрос, как в Европе или в Америке. От этого и зависят более отдаленные перспективы нашего общества. Только это может стать основой нашего будущего. Но я бы не стал говорить о двух-трех годах. Здесь речь может идти о 12 - 15.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно