Примерное время чтения: 6 минут
129

Если создать климат доверия, капитал сам пойдет к нам. На Запад надейся, а сам не плошай

Беседа нашего корреспондента Н. ЖЕЛНОРОВОЙ с академиком Л. АБАЛКИНЫМ.

- Что можно ожидать от встречи Горбачева с "семеркой"?

- Нам надо получить политическую поддержку. И это может стоить больше, чем конкретные суммы. Ведь, как писал Д. Менделеев, капитал - это не золото, а доверие. Если создать климат доверия, капитал сам пойдет в страну, без всякого нажима, мольбы о помощи.

- Для начала такой климат надо создать в своей стране, а не искать его за океаном...

- Да, это должны сделать мы сами. Доверие своего народа - прежде всего. Оно связано с изменением политических структур, привлечением к руководству людей, пользующихся авторитетом.

Для того чтобы развивать сотрудничество с иностранным капиталом, мы должны обратиться к их интересам. Надо показать, что это им выгодно, что у нас есть гарантии, огромный рынок, есть защита их собственности.

- Но это же зависит не от заверений и обещаний, а от законодательства (о налоге, таможне, валюте, собственности и т. д.), политической стабильности. Только это открывает границы!

- У Президента есть что рассказать и о наших новых законах, и о режиме открытости.

- В то же время наш премьер-министр, не отличающийся пылкой любовью к рынку, говорит, что 90% новых законов не соответствует требованиям рынка.

- Не хочу оценивать аккуратность и корректность высказываний премьер-министра. Я считаю, что большая часть этих законов соответствует этапу вхождения в рынок. Это переходные законы. А законы не могут быть выше реальной среды.

- Вы только что вернулись из Лондона, где проходила научная конференция под эгидой Европейского банка реконструкции и развития. Там шла речь о нашей экономике?

- Меня поразило резкое изменение традиционных оценок. Специалисты говорили о том, что в проведении реформ в восточноевропейских странах недопустима поспешность. Нужна осторожность, не следует безумно и поспешно бросаться в приватизацию - этот этап должен растянуться на 5-10 лет. Шла прямая критика "шоковой терапии". Говорилось и о том, что нельзя недооценивать привычек и традиций населения. Но когда на следующий день стали обсуждаться экономические проблемы Советского Союза, те же эксперты выступали с предложениями о быстроте, радикализме реформ. Хотя сложность наших проблем еще больше, чем в Восточной Европе.

Я считаю, что невозможно разработать реалистическую программу с помощью западных экспертов без участия советских специалистов. Проблема не в том, чтобы составить еще одну, очередную программу, а в том, чтобы ее выполнять.

- Обсуждалась ли там программа "Согласие на шанс"?

- Отношение было скептическое. Это научный доклад, содержащий новые, оригинальные вещи. На 9/10 он совпадает с программой Павлова. А его новая идея заключается во встречном движении и совместных с Западом акциях. Но эта идея изначально предполагает согласие обеих сторон. Однако пока никто из серьезный политических лидеров Запада не поддержал эту идею.

- Неужели мы не можем выбраться из кризиса своими силами?

- Трудно. Это вопрос цены, которую общество готово заплатить за выздоровление. Я за снижение социальной цены и, следовательно, за сотрудничество.

- Там семерка, здесь девятка, но где же туз, который вывел бы страну из кризиса?

- Поиск "туза" - это наша традиционная тоска по великому лидеру. Нам трудно разделаться с нашими представлениями и понять, что сегодня выход должен быть не персонифицирован в одном человеке, а олицетворен в общественном согласии.

В принципе (и это доказано) демократия - не идеальная система. Но тем не менее мы выбрали этот путь и не дай Бог свернуть с него.

- У нас было много программ, и дело не в их недостатке, а в том, что за каждой из них стоят политические силы. И сейчас, выбирая конкретную программу, есть ли уверенность, что эти силы не будут бойкотировать "ее свою" программу?

- Именно это обстоятельство вынуждает нас принимать не лучшие программы, не идеальные, а те, которые способны обеспечить согласие, поддержку главных политических сил, найти компромисс между ними.

- Сейчас у нас относительный - после Ново-Огарева - мир. Но что произойдет и с программами, и с международной помощью, если вновь начнется противостояние наших президентов?

- Хаос и кровь.

- Нет ли желания у "семерки" немного поиздеваться над сверхдержавой, которая пред ними коленопреклоненна?

- Если взять лидеров "семерки", то я думаю, ни у одного из них таких намерений нет. Это люди абсолютно порядочные. Если же говорить об общественных настроениях на Западе, то такое не исключено.

- Будет ли "семерка", согласившись на помощь, диктовать нам свои условия: сократить расходы на вооружение, ужесточить финансовую политику?

- Это не их требования. Этого с большей настойчивостью, категоричностью требуем мы, специалисты, от наших политических лидеров. Это требование здравого смысла. Если мы не ликвидируем дефицит бюджета, не перестанем печатать деньги, то никакой Запад нам не поможет и не спасет.

- Значит, зря мы рассчитываем на помощь развитых стран?

- Достаточно крупные инвестиции в нашу экономику могут быть сделаны только частным капиталом, банками. Государственные ресурсы определены бюджетом, а тот составляется из налогов населения. Нельзя же рассчитывать, что американцы или французы будут финансировать наше здравоохранение, образование.

Одна из наших основных задач - попасть в Международный валютный фонд. Если лидеры "семерки" поддержат вхождение Союза в МВФ, это будет их политической поддержкой наших реформ.

- Не придется ли за помощь Запада, за наше разгильдяйство расплачиваться нашим внукам?

- За разгильдяйство мы уже долго платим. Если не будем мудрыми, если будем принимать решения, не посоветовавшись с профессионалами, то будем расплачиваться и дальше. Когда западные капиталы вливались в Японию, в Южную Корею, то речь не шла о том, кто будет победителем. Выиграли все. И эти страны, и те, кто вкладывал свои деньги.

- Когда, по-вашему, у нас будет заметное улучшение в экономике?

- В течение ближайшего года-полутора ситуация будет ухудшаться. Самое главное - не сеять иллюзий. Нет чудодейственного средства, включая и иностранные инъекции, улучшить положение. Общее оздоровление ситуации нереально раньше осени следующего года. Заметного изменения ситуации - при огромных усилиях - мы добьемся лет через пять.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно