Примерное время чтения: 5 минут
96

СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕГО. Уроки Северной Ирландии

НЫНЕШНИЕ межнациональные распри в СССР часто сравнивают с бедами, которые давно уже переживает народ Северной Ирландии. Аналогия правомерна: в различных уголках Советского Союза я видел те же страх и ненависть, что и у себя на родине - в Белфасте. Подобно Северной Ирландии, многим советским республикам самой судьбой предначертано жить рядом с огромным и подчас агрессивным соседом.

К примеру, Ирландия провозгласила свою независимость в рамках Британской империи в 1919 г. - то же сделала Литва в 1990-м. Тогдашняя реакция Лондона до странного походила на сегодняшнюю реакцию Москвы: любой ценой сохранить целостность империи. Результат - война за независимость против британцев, в ходе которой те были вынуждены убраться с большей части острова. Но Великобритания зацепилась за Северную Ирландию, % населения которой происходили от английских переселенцев. Исповедуя протестантизм, эти люди не хотели попасть под власть ирландского католического большинства. Лозунгом протестантов стало слово "союз" ("юнион") - так же, как и у просоветски настроенных русских, проживающих в республиках Прибалтики. (Я иногда спрашиваю себя: не станет ли Нарва "эстонским Белфастом"?)

Борьба ирландцев против Британии заставила известного писателя Константина Гамсахурдиа, отца нынешнего руководителя Грузии, в 1921 г. предупредить Ленина о том, что однажды и Грузия получит своих Кейсмента и Максвайни (национальных героев Ирландии). Действительно, сегодня у Грузии появились свои герои. Но у Грузии есть теперь и своя "Северная Ирландия" - Южная Осетия, народ которой считает, что его самобытность и язык окажутся в большей защищенности под рукой Москвы.

Конфликты в Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Молдове, на Западной Украине, в Прибалтике и в Северной Ирландии имеют общий корень: пока проблемы не решены, они взрываются, как только история предоставляет возможность для национального самовыражения. ИЗ ПЕЧАЛЬНОГО ОПЫТА Северной Ирландии можно извлечь несколько уроков.

Временные меры, направленные на "латание дыр", лишь усугубляют положение. В 1969 г. для подавления выступлении католического меньшинства за свои права были использованы полицейские силы. Это тут же привело к возникновению Ирландской республиканской армии (ИРА) - террористической организации, получившей поддержку в католических гетто и развязавшей кампанию насилия, чтобы вынудить британцев уйти. Лондону пришлось лавировать: в 1971 г. был распущен североирландский парламент, состоявший из протестантских юнионистов, и проведен референдум о будущем Северной Ирландии, который, правда, ничего не дал - желание большинства населения остаться в составе Великобритании можно было предсказать заранее.

С 1972 г. центральными властями стало практиковаться тюремное заключение без суда. Но в 1979 г. его пришлось отменить, так как оно привело к обратному результату: акты насилия участились.

В 1973 г. вместо чисто протестантского парламента была сформирована администрация с участием католиков. Но в 1974 г. она развалилась под угрозой всеобщей забастовки юнионистов.

В 1975 г. была предпринята еще одна попытка решения проблемы внутренними силами - был созван конституционный конгресс с участием протестантов и католиков - для поиска выхода из кризиса, но к согласию прийти не удалось.

Тогда в Северную Ирландию были введены специальные десантные части британской армии - чтобы стереть с лица земли боевиков из ИРА. Однако из пораженных нищетой католических районов под знамена ИРА тут же стали стекаться новобранцы. Сегодня и британские военные, и лидеры ИРА признают: ни одна из сторон не в состоянии сокрушить другую.

ПЕРЕПРОБОВАВ все возможные способы подавления и потерпев на этом пути поражение, Лондон вынужден был пойти на прямые переговоры с правительством Ирландской Республики. Была создана смешанная антидискриминационная комиссия, рассматривающая каждый случай нарушения прав католиков. Поддержка ИРА со стороны притесняемой части населения тут же ослабла. Со своей стороны, правительство Ирландии, поначалу занимавшее двусмысленную позицию по отношению к ИРА, сегодня делает ставку на мирное решение проблемы - в расчете на будущее воссоединение с насильственно отторгнутой частью страны.

"Новое мышление", проявленное лидерами Лондона и Дублина, привело к подписанию в 1985 г. премьер-министрами М. Тэтчер и Г. Фитцджеральдом соглашения, на основании которого ирландскому правительству отводится консультативная роль в делах Северной Ирландии. Допустим, английские солдаты застрелили католика. Дублин вправе потребовать от Лондона объяснений по этому поводу и справедливого рассмотрения инцидента и наказания виновных. И хотя это соглашение вызвало ярость со стороны протестантских юнионистов, ситуация в Ольстере улучшилась, так как католики увидели возможность конституционного решения своих проблем.

В настоящее время британский министр по делам Северной Ирландии П. Брук предпринимает новые усилия по созданию совместной протестантско- католической администрации.

Конечно, не во всем положение в Северной Ирландии сходно с ситуацией в той же Прибалтике. Если североирландские юнионисты твердо убеждены в том, что уровень жизни в Ольстере в случае присоединения к Ирландской Республике резко упадет, то некоторые из их русских "аналогов" в Риге, Вильнюсе и Таллинне, с которыми мне довелось беседовать, считают, что вне рамок Советского Союза их жизнь может улучшиться.

Конор О'КЛИРИ, московский корреспондент газеты "Айриш таймс" (Ирландия)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно