Примерное время чтения: 5 минут
210

Прима сталинского экрана оставалась в кругу своих опальных друзей. Мерцание далекой "звезды"

ЭТО БЫЛ век музыкального кино. В огромных кинотеатрах шли ленты Григория Александрова с Любовью Орловой, Ивана Пырьева с Мариной Ладыниной. После войны докручивали "трофейные" фильмы, киноленты с Дженет Макдональд, Милицей Карьюс, Диной Дурбин. Музыка несла с собой свет, которого так не хватало в реальной жизни.

Пырьев умел подсматривать в житейских ситуациях идеальное начало. Он строил свои фильмы с целью развлечь и отвлечь зрителя, погрузить его на полтора часа в мир праздника.

ЛЕТ десять назад в маленьком номере Дома творчества в Пицунде, уютно устроившись в кресле, Марина Алексеевна Ладынина взахлеб читала стихи Ахматовой, Нарбута, Цветаевой, Ходасевича, Пастернака. Читала замечательно, а я смотрел на ее лицо - узнаваемое и непохожее - и думал о странной ее судьбе. Знаменитая кинозвезда сталинской эпохи, пять раз получавшая Сталинские премии, некогда создавшая целую серию популярнейших кинообразов безмятежной, задорной, трудолюбивой, "образцовой" советской девушки, героиня музыкальных комедий из сельской жизни, актриса, которой подражали миллионы, имя которой мелькало на первых страницах газет, о которой рассказывали легенды, - оказалась знатоком серьезной, изысканной поэзии и все еще искала возможности выразить себя.

Последний раз Марина Ладынина переступила порог киностудии "Мосфильм" в 1954 году на съемках фильма "Испытание верности". Фильм, как и почти все картины с ее участием, снимал И. Пырьев.

В те годы Марина Ладынина была его женой, они прожили вместе почти два десятилетия, и Пырьев снимал ее из фильма в фильм, в его картинах пришла к актрисе слава. Его "деревенские" комедии "Богатая невеста", "Трактористы", "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Сказание о земле Сибирской", "Кубанские казаки" пользовались необыкновенной популярностью, их смотрели десятки раз, песни из них распевали повсюду.

Ее героиням не нужно было находить особые сюжетные обстоятельства, чтобы запеть. Песни Марины Ладыниной вросли в жизнь - это уже в 60-е годы кино заговорит прозой, - и, казалось, что реальное, земное счастье где-то спрятано за углом. В знаменитом фильме М. Ромма "Девять дней одного года" не было ни одной мелодии, это было не случайно. Смена эпох предполагала, что жизненные звуки заменят мелодии экрана.

ПЫРЬЕВ был человеком решительным, азартным и смелым, неукротимым в страстях. Позже в семье разыгралась личная драма, и Ладынина исчезла с экрана. Гордыня всегда была одной из сильных черт характера всенародно любимой кинозвезды, и даже, когда Пырьев, став директором "Мосфильма", готов был погасить конфликт она на экран не вернулась.

Ладынина осталась без кинематографа, или, точнее, кинематограф остался без Ладыниной. Изредка ей еще присылали сценарии, но после 1954 года она не снималась никогда. Бремя страстей человеческих, обрушенной на нее жизнью, удержало от соблазна заменить свой "имидж" в кино. Так она и осталась Мариной Ладыниной, героиней "Трактористов" и "В шесть часов вечера после войны"...

Марина Ладынина - актриса из легенды, незаурядная натура, пощечина кинематографу, который не востребовал ее дар. Марина Ладынина - 37 лет вне экрана, образ мечты 40-х годов. А начинала она в Москве, в ГИТИСе, куда приехала из сибирской деревни. После его окончания попала в Художественный театр, сыграла Таисию, худенькую, хрупкую монашку, бунтующую против ханжества и фальши, на премьере пьесы Горького "Егор Булычов и другие". Молодую актрису заметило руководство, она уже подготовила вместе с Добронравовым сцены из "Женитьбы Белугина" Островского, и вскоре вынуждена была из театра уйти.

Пленки с киноролями сохраняются, спустя десятилетия, когда их смотришь, они разочаровывают, видишь лубочность картин, примитивность сюжетов, но в них есть нечто высшее - они живые, Ладынина играет ненапряженно, легко, в ней удивительная внутренняя свобода и песенный дар. В соединении со стройной фигуркой, растрепанной светлой челкой "под Бабанову", очаровательным лицом - возникает образ "звезды". Она жила в своем мире, дружила с Любовью Стенич, близким другом Ахматовой (в те годы женой известного переводчика Джойса) Дос Пассоса, Фолкнера. Стенич погиб в 1937 году в тюрьме, и драма его дома проходила на глазах Марины Ладыниной.

Очень скоро она стала народной артисткой СССР, ее любил смотреть на экране Сталин, для его экономки Валентины Истоминой (Светлана Аллилуева ее называет Валечкой) Ладынина была идеалом и идолом, как, впрочем, и для всего его окружения, а она оставалась в кругу своих опальных друзей. Иллюзий, свойственных ее мужу, у нее не было никогда. Задолго до XX съезда КПСС она открыла для себя, что в стране - неограниченная, террористическая диктатура, что сложившаяся система есть абсолютное господство над человеком, над его телом и душой.

УЙДЯ из кино, она стала петь на концертах или читать стихи и умело вносила в свое искусство ностальгическую остроту о несбывшемся. Руководство Театра-студии киноактера это поддерживало слабо.

После смерти Сталина, когда политический климат в Советском Союзе начал меняться, она стала много ездить, не в делегациях, куда попадали новые кинематографические "генералы", а туристом. Была в Америке, Европе, свободного времени у нее теперь было много. Уйдя со съемочной площадки, она перешла в труппу московского Театра-студии киноактера, сыграла Богаевскую в "Варварах" - тонко, грациозно, неожиданно, играла в пьесе Симонова "Русские люди".

Ладынина была и осталась "суперзвездой" советского кино, она ведет с нами "безмолвный диалог". Так хотелось бы, хотя бы на телевизионном экране, увидеть "звезду", умеющую смотреть прямо в глаза, и услышать, как она читает стихи в "нешелохнувшейся тишине", бередя человеческие сердца.

В. ВУЛЬФ, доктор исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно