aif.ru counter
46

ИЗ БЮДЖЕТА РОССИИ ЕЖЕГОДНО ВЫДЕЛЯЕТСЯ 7 МЛРД. РУБ. ДОТАЦИЙ НА ЖИЛЬЕ. Заготовки на будущее

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 07/02/1991

Продолжаем публикацию беседы нашего корреспондента с заместителем Председателя Совмина РСФСР Г. ФИЛЬШИНЫМ.

- Есть ли у российского Совмина четкая программа действий по стабилизации обстановки и переходу к рынку?

- Программа, которая была принята Россией, оказалась блокирована некоторыми действиями Союза. Я прежде всего имею в виду ценовую политику. Но есть еще масса возможностей терпеливо реализовывать эту программу.

- Имеется в виду "500 дней"?

- Да, но уже дополненную опытом. Я считаю, что ни одна программа перехода в новой состояние на бумаге составлена быть не может.

Кроме того, российский парламент, принимая свои законы, вынужден бороться против давления центра. Иногда создается фон, с экономической точки зрения не самый лучший. Например, зачем союзную собственность заменять республиканской? Если бы союзный парламент активно шел на приватизацию, то нам не надо было бы бороться за эти предприятия. Но нам приходилось вырывать их из Союза и давать статус самостоятельных. Это не борьба за собственность, а желание освободить их от зависимости.

Значит, вы по-прежнему больше заняты политикой, чем экономикой?

- Высокие идеи хороши тогда, когда идет процесс саморазвития. Многие союзные органы поторопились прекратить cвою деятельность. А новые структуры у нас не готовы выполнять эти функции. По моей инициативе подготовлены договора на переходный период со всеми союзными органами. Я считаю, что нам нужны функциональные министерства - промышленности, положим. - и никаких отраслевых. Они будут основой акционирования предприятий, будут накапливать опыт работы. Словом, мы делаем заготовки на будущее.

Мы считаем себя органом, который обязан создавать нормальные хозяйственные условия.

- В чем конкретно эти условия выражаются?

- В этой сложной обстановке мы изыскали для наших регионов на 1 млрд. рублей материально-технических ресурсов дополнительно по сравнению с прошлым годом. Если раньше две трети предложений от предприятий были о том, как поделить готовое, и только одна треть - как произвести товар, то теперь они поняли, что если не будут производить, то делить уже станет нечего.

* К настоящему времени мы разработали программу наполнения потребительского рынка. 70% инвестиций направлены именно на это. Это примерно 30 млрд. руб.

* В крупных масштабах стали стимулировать производство потребительских товаров. 12 млрд. руб. специально предназначены для поддержания рынка.

* Если предприятие производит столько же товаров, сколько и в 1990 г., и еще что-то сверх этого, то это "сверх" не облагается налогом. .И даже на 10 - 12% снижается налогообложение с основной части прибыли.

* Предусмотрено и стимулирование новых предприятий по производству товаров народного потребления. На 2 года они освобождаются от налогов.

* Если регионы произвели продукции больше, чем в прошлом году, то половина этой продукции идет региону, а остальное остается в распоряжении предприятий.

* Налоговые льготы имеют и те предприятия, которые осуществляют конверсию. В этом случае потери от недополучения налогов составят 2,4 млрд. руб., а прирост выпуска товаров - 15 млрд. руб.

* Кроме того, все стройки по производству потребительских товаров взяты под нашу опеку. В полной мере им выделяются ресурсы (обычно они были изгоями), берем на себя их финансирование.

Но мы столкнулись с тем, что у нас нет задела, нет проектов, нет начатых строек. По сути дела люди не думали над расширением потребительского рынка. Мы создаем такую среду, когда выпуск ТНП становится выгодным делом.

Я думаю, что эти стимулы дадут нам многое, хоть и не сразу. Вместо падения производства будет небольшой прирост. Но основное начнется с 1992 года.

Вот это наша сегодняшняя программа. Самое страшное сейчас - отсутствие мотивации труда. Чем она меньше, тем меньше имеем продукции. Мы попали в порочный круг и выйти из него сможем с помощью административных мер.

- Есть ли у вас запасной вариант?

- Хороший вопрос. Знаете, это трагедия, что мы отказались от программы "500 дней". Там был заложен важный принцип: если пошли в лобовую, но не получилось, то вот вам обходной вариант, но в том же направлении. Лишь бы не топтаться на месте, но и не шарахаться в стороны.

Мы стоим за единую финансовую политику в рамках Союза и поэтому "повязаны" решениями Союза. Великое дело, что Госбанк выходит из-под опеки союзного правительства. Но еще надо сделать, чтобы он осуществлял эмиссию только по квотам республик - на основе консенсуса. Хватит нам выходить из положения с помощью печатного станка.

Оздоровление финансов необходимо. Но если мы не можем повлиять на финансовую политику, то на потребительский рынок повлиять должны. Это тот самый обходной маневр. Не получилось с оздоровлением, тогда давайте увеличивать количество продукции, влиять на цены, и финансовая обстановка тоже будет оздоравливаться.

- Когда же реально начнется приватизация?

Закон о приватизации подготовлен к обсуждению в Верховном Совете России. В Англии, Японии в лучшем случае 20% собственности принадлежит государству. А у нас все 90%. И результаты у нас могут быть неожиданные. Опросы на предприятиях показывают, что только 20% работников могут и хотят купить предприятия, где они трудятся. Тут не только неверие в твердость политики, но и знание, что их изношенное "на веревочках" оборудование требует огромных средств на модернизацию.

Мы опоздали с приватизацией жилья, садовых участков. Надо дать соток по 10 всем желающим. Кстати, вам не кажется странным, что говоря о переходе к рынку, союзный парламент даже в проекте не имеет Закона о приватизации?

- Признайтесь, Геннадий Иннокентьевич, когда россиянин реально сможет купить магазин, ресторан, квартиру, участок земли?

- Тут надо действовать постепенно и на законодательной основе. Мы создали Комитет по имуществу, чтобы оградить имущество от растаскивания со всех сторон - от союзных ведомств до местных органов. Чтобы у нас собственность не стала бюрократической, мы хотим отдать ее не чиновникам, а работникам. Но люди еще не готовы ее получить, а чиновники готовы и давно ждут. Я сторонник поэтапных шагов. Но жилье за символическую плату надо бы давно отдать. Мы ведь даем около 7 млрд. руб. дотации за жилье!

- Когда российский садовод сможет получить 5 - 10 соток земли в свою собственность?

- К концу первого квартала он обязательно получит. Мы все для этого делаем, однако нашу медлительность оправдать нечем.

- От вас уходят такие яркие личности, как Федоров, Явлинский. Происходит то, что и в руководстве Союза, которое покинули Петраков, Шаталин, Шеварднадзе... Значит ли, что практика работы российского правительства разочаровывает способных экономистов?

- Текущая работа в правительстве требует некоторых чиновничьих навыков. Эта рутинная работа очень тяжела, и без привычки ее выполнить трудно. Думаю, что именно эта сторона разочаровала наших ярких экономистов. Кроме того, надо уметь устанавливать контакты, причем с людьми, которые тебе могут и не нравиться.

Готовятся ли у вас акции неожиданные и жесткие, типа Указов Президента от 22 и 29 января?

- Мы считаем, что дергать народ нельзя. Он и так испытывает огромные трудности.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы