Примерное время чтения: 6 минут
95

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ. Детектив без развязки

В "АиФ" N 35 за 1990 г. был опубликован сокращенный вариант интервью дочери актрисы Зои Федоровой - Виктории Пойн. Журнал "Огонек" в N 42 привел полный текст этого интервью. Наш еженедельник упрекался в нарушении "копирайт", то есть авторского права на публикацию и перепечатку, а также упоминалось, что интервью В. Пойн дано с неправомерными сокращениями.

В определенном смысле престиж автора интервью был задет нами, в связи с чем мы приносим ему свои извинения.

В неопубликованной нами части дочь актрисы высказала предположение, что убийство ее матери вполне могло быть делом рук КГБ, преследовавшего З. Федорову с 1949 г. Заинтересованные этой версией, мы обратились в Московский уголовный розыск за разъяснениями.

НАМ БЫЛИ предоставлены некоторые аналитические материалы.

"11 декабря 1981 г. около 20.30 мин. в кв. 234, д. 4/2 по Кутузовскому проспекту обнаружен труп Федоровой З. А., 1907 г. р., заслуженной артистки РСФСР, пенсионерки, с огнестрельным ранением головы" - с этих слов начинается дело по расследованию убийства.

Криминалистами МВД СССР было установлено, что выстрел произведен из пистолета бельгийского производства системы "зауэр", модели 38, калибра 7,65 мм.

В момент выстрела З. Федорова сидела за столом, на котором в беспорядке находились различные предметы домашнего обихода, бумаги с телефонными номерами и адресами. Телефонная трубка была крепко зажата в руке убитой.

В своем интервью Виктория Яковлевна, ссылаясь на рассказы подруги матери - Н., высказывает предположение, что убийство было совершено в тот момент, когда эта женщина (Н.) находилась на лестничной площадке и слышала из-за двери громкую музыку и шум льющейся воды. На звонок дверь не открыли. По версии Виктории, З. Федорова была убита выстрелом из пистолета с глушителем во время разговора по телефону. Очевидна логическая неувязка - какой смысл при этом включать приемник и пускать воду? Самой хозяйке это мешало бы разговаривать. У преступника же, по версии В. Федоровой-Пойн, в руке было бесшумное оружие.

В то же время следствием установлено, что Н. дважды приезжала в этот день к месту трагедии и даже оставила в дверях записку о том, что удивлена отсутствием Федоровой, и находилась около квартиры сначала в 13.10, а потом в период с 15 до 17.45. Только после этого она позвонила племяннику З. Федоровой. Именно он и обнаружил труп.

Вряд ли убийство произошло в 13.10 или около того времени, как предполагает Виктория, так как, по показаниям гражданина Г. (в связи с тем, что преступление не раскрыто, мы и дальше ограничимся лишь начальными буквами фамилий свидетелей), в 13.15 он разговаривал с актрисой по телефону. Она сама ему звонила и интересовалась адресами актеров для поездки в один из городов на гастроли. Актер П. косвенно подтвердил эти показания, вспомнив, что Зоя Федорова звонила ему между 14 и 14.30. Таким образом, когда Н. приехала в 13.10, ей не открыла дверь именно хозяйка, а не убийца.

Но все попытки знакомых убитой дозвониться до нее после 14.30 были безуспешными.

...Из материалов дела следует, что З. Федорова трижды приезжала к дочери в США и готовилась к очередной поездке. Здесь хорошо было бы напомнить: в те годы выезд за границу, а тем более в США, был делом очень сложным, и далеко не все могли воспользоваться приглашениями даже самых близких родственников. Не исключено, что кто-то помогал ей в этом.

Однако в последний раз в выездной визе ей было отказано. Своим знакомым она говорила, что из-за того, что Виктория снималась в фильме "антисоветского содержания" и написала такую же книгу под названием "Дочь адмирала". А может, были иные причины не выпускать ее?

Сотрудники прокуратуры и уголовного розыска выдвинули четыре версии. В. Федорова-Пойн, безусловно, ошибается, считая, что милиция не предположила политический мотив убийства. Но проверить эту гипотезу в тех условиях было очень сложно. Любая такая разработка всегда основывается на фактах, а не на домыслах. То, что может позволить себе журналист, занимаясь расследованием, не имеет права делать юрист. Получить данные, свидетельствующие о том, что какая-либо политическая секретная служба, включая органы государственной безопасности, была заинтересована в смерти ее матери, не удалось.

И все же, если исходить не из проверенных фактов по материалам дела, а проанализировать обстоятельства жизни убитой, напрашиваются кое-какие выводы.

В деле фигурируют различные лица, занимавшиеся скупкой и перепродажей изделий из золота, антиквариата, в том числе и те, кто проживал в фешенебельных, охраняемых домах на Кутузовском проспекте. Действительно, есть основания полагать, что З. Федорова, обозленная отказом в выезде за границу, могла шантажировать этих людей, и они в силу понятных причин были вынуждены прибегнуть к крайней мере. Но, повторяю, это всего лишь гипотеза, доказать которую сегодня невозможно, так же, кстати, как и опровергнуть;

Квартира убитой была заставлена чемоданами, ящиками, нераспакованными коробками с вещами. При осмотре было обнаружено 60 пустых коробочек из-под ювелирных украшений. Были и деньги.

З. Федорова, по словам соседей, была разговорчивой и общительной женщиной. Но она сочетала в себе эти качества с удивительной скрытностью. Никто из соседей и даже техник смотритель ни разу не были у нее дома. Узнав человека через "глазок" в двери, З. Федорова просила подождать ее во дворе, где и происходила встреча. Делала она это очень вежливо.

При расследовании было установлено, что она неплохо разбиралась в ценах на драгоценные металлы и дорогие камни. Выяснилось, например, что в декабре, незадолго до убийства, у нее дома побывали "странные" покупатели. Это хорошо знала та самая Н. Ведь торг шел у нее на глазах, и думается, это не единственный случай. Часто по вечерам к дому подъезжала черная "Волга" и увозила куда-то актрису, а поздно ночью привозила обратно. Она молча выходила и "шла устало домой" (из показаний очевидцев).

Почти сразу было установлено по ее записным книжкам и дневникам 2032 телефонных абонента, 1398 почтовых адресов, из которых 971 - московские и 427 - иногородние. Почти все эти люди были допрошены, проверены различными вполне законными методами.

Круг проверяемых был очень широк, и, по всей видимости, в поле зрения милиции попал и убийца.

Тогда казалось, что преступление будет вот-вот раскрыто. И это, видимо, стало известно дочери убитой. Иначе как понимать ее благодарное письмо в МУР из США в сентябре 1984 г., где она выражала свою признательность "за найденную вами справедливость, за ваше время и за вашу трудную и ответственную работу". Однако убийца не найден.

Загадка осталась загадкой, а гипотезы и версии сегодня не белее чем "информация к размышлению".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно