Примерное время чтения: 6 минут
226

В СССР ЕЖЕГОДНО ВЫХОДИТ БОЛЕЕ 200 ФИЛЬМОВ, В АНГЛИИ-25. От человекообразности к человечности

С кинорежиссерами Александром МИТТОЙ и Саввой КУЛИШОМ беседует корреспондент "АиФ" Р. РЫКОВА.

- Все меньше людей ходит в кино. Вам не кажется, что и сами кинематографисты виноваты в том, что кинотеатры опустели?

Кулиш. Я не совсем согласен. Эту историю надо разделить на части. Первая - коммерциализация нашего кинематографа. Сегодня в кино работает огромное число непрофессионалов. Они делают плохие картины.

Вторая часть - поток иностранной кинопродукции, хлынувший на наш экран. Мне кажется, мы допускаем, непростительную ошибку, и фильм "Унесенные ветром" был последним ударом для нас. Мы практически были лишены возможности видеть зарубежные фильмы. И вдруг на страну обрушивается мощнейшая киноиндустрия Голливуда, Франции, немецкая, испанская кинематографии со всем лучшим, что было накоплено там. Но мы же неконкурентоспособны! Национальное кино умирает, первыми открывают этот список республиканские кинематографии. Плюс нищета - никто не дает денег. Сейчас нужно создавать комитет по спасению кинематографа. Необходимо государственное и частное меценатство. И должны быть ограничительные меры, которые существуют во всех странах: например, французы допускают на свой экран только 48% иностранной продукции.

Митта. Я думаю, что то кино, в котором мы работали, - не умирает, а уже умерло. И я не знаю, насколько нужно сожалеть по этому поводу. Наша система, как всякий тоталитарный режим, имела комплекс неполноценности - хотела выглядеть человекообразно. Поэтому, хоть и окруженный презрением бюрократов, элитарный кинематограф слегка ими поддерживался и выпускался за рубеж, создавая иллюзию человекообразности.

Кулиш. А как быть с тем, что лучшие произведения в искусстве чаще всего создаются в эпоху жесткой и достаточной авторитарной власти?..

Митта. Угнетаемы мы были все в разной степени, но были и поощряемы. Я никогда не думал о деньгах. Стоило только со сценарием пробиться через лабиринты бюрократии - дальше я мог получить столько денег, сколько хотел, снять любую массовку. Декорации стоили дешево, люди вообще ничего не стоили. Высококвалифицированному специалисту платили от 3 до 10 рублей за смену (в Америке это стоит сотни долларов). И наши картины до недавнего времени были так дешевы, что самый бездарный режиссер мог снять, переснять и все равно выпустить ее на экран.

Дело еще и в том, что кино в какой-то степени заменяло религию. Мы все были немного священниками и немного журналистами, все время намекали на проблемы и так поднаторели в этом, что люди высматривали подтекст даже в тех картинах, где его не было. Нам благодарно аплодировали.

Все это кончилось. И те, кто не хочет с этим считаться, либо переживают жестокую драму - не случайно никто из крупных режиссеров за время свободы ничего не сделал, либо делают безрадостные, не имеющие успеха картины. Удача сопутствует дебютантам - Лунгину, Пичулу, дебютировавшему в публицистике Говорухину. Я себе сказал: забыть все, сосредоточиться на том, чтобы, пробить картину к зрителю сегодня, вот в этой конкуренции с Западом, у нас дома.

- Вы не одиноки в своем стремлении... Но снять фильм-дорогое удовольствие, расходы часто не окупаются. Может, нам и не нужно столько картин?

Митта. Мы снимаем то ли 200, то ли 300 картин в год. А вот в Англии, например - 25. Может, то, что республиканский кинематограф умирает, - не беда наша, а, наоборот, благо. Во многих странах вообще нет своего кино, потому что это дорогая игрушка!

К тому же кино - не повод для национального самовыражения. А не согласен, тогда затащи зрителя в кинотеатр.

Кулиш. Что значит затащи? Надо кончать с нищенством, с кинотеатрами-сараями!

Митта. У нас нет на это денег. В Париже, если идешь в кинотеатр, платишь 28 франков за билет. Но ты проводишь два часа в комфорте. У нас старые, заплеванные кинотеатры, бледная проекция. А что у нас появятся деньги на создание кинематографа мировых стандартов, весьма проблематично.

Кулиш. И все-таки ты не прав. Мы сейчас вступаем в другую фазу. Хорошие кинотеатры будут. Западные прокатчики просто купят их и переоборудуют. Это нормальная экспансия, как в Греции, Германии, Японии после войны. Но мы должны поставить свои условия - скажем, потребовать 30 - 40% кинотеатров для показа своих картин.

70 лет мы говорили: "...Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Фраза, сказанная Лениным в беседе с Луначарским, стала догмой. Но реальность уже иная. Когда-то кино было единственным способом приобщить безграмотную страну к культуре, сегодня телевидение и видео вышибли почву из-под ног кинематографии. Кино все более становится элитарным.

- Савва Яковлевич, вше показалось, что вы хотели возразить своему оппоненту по поводу того, что нет беды в умирании национального кинематографа.

Кулиш. Каждая культурная традиция ценна. Национальному кинематографу надо помогать развивать все оригинальное, что в нем есть или появляется. Кстати, Москва всегда вытягивала молодые таланты из провинции. Пырьев вытащил Калика, когда того уничтожали, Герасимов не дал расправиться с Кирой Муратовой... А сколько талантливых кинематографистов спас Михаил Ромм!

Митта. Это при наличии гения. Но нельзя бороться с отсутствием гениев. Приток талантливых людей в кино иссяк. Я более двух десятков лет преподаю на Высших режиссерских курсах и вижу это.

В кино нынче лезет каждый, у кого в голове есть метафора. Я же считаю, что должен быть жесткий отбор тех, кто умеет рассказывать в кино истории.

Кулиш. Несколько лет я веду на телевидении передачу "Молодое кино" и могу сказать, что в кинематографе сейчас есть молодые, талантливые режиссеры. Другое дело, что им трудно выйти на ту же телеаудиторию. Кинематограф отрублен от ЦТ неразумной коммерческой политикой. Во Франции идут многочасовые программы по поводу каждой кинопремьеры. У нас за возможность проникнуть на ЦТ надо платить огромные деньги.

Передача "Молодое кино" не по душе редакции кинопрограмм телевидения. Ее пытались закрыть, но Союз кинематографистов отстоял. Потом перевели на вторую программу, а теперь лишили денег и техники, то есть практически закрыли. ...А на Каннском кинофестивале дают Гран-при молодым режиссерам, потому что понимают: именно они привносят в искусство что-то новое, не испорченное стереотипами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно