Примерное время чтения: 6 минут
142

ВЬЕТНАМ ВЫШЕЛ НА ТРЕТЬЕ МЕСТО В МИРЕ СРЕДИ ЭКСПОРТЕРОВ РИСА. Вьетнамское обновление: розы и тернии

Во Вьетнаме происходят процессы, позволившие специалистам заговорить о "вьетнамском экономическом чуде".

НАЧАЛО этим процессам положили решения VI съезда Компартии Вьетнама (декабрь 1986 г.). Одобренный им курс получил название "политики обновления". За ее основу КПВ взяла ленинскую концепцию нэпа.

Главный упор сделан на радикальные экономические реформы. Основные их элементы - коренная перестройка хозяйственного механизма, переход от административно- командных методов к преимущественному использованию рыночных рычагов, законодательное закрепление многоукладного характера экономики. В деревнях, где проживает более 80% населения, начата передача земли крестьянам в долгосрочную аренду (от 15 лет и выше), установлены стабильные размеры аренды и сельхозналога.

Взят также курс на привлечение в страну зарубежного капитала. Национальное собрание приняло закон об иностранных инвестициях, разрешающий создание на территории Вьетнама предприятий, полностью принадлежащих зарубежным владельцам. Правительство уже выдало иностранным фирмам и предпринимателям лицензии на сумму в 1,3 млрд. долларов. Перспективным направлением становится открытие "экспортных экономических зон". Первая из них создается сейчас в районе Хошимина, следующие - в двух других крупных городах: Дананге и Хайфоне.

ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ РЕФОРМЫ

Результаты радикальной экономической реформы не заставили себя ждать. Произошло скачкообразное насыщение рынка потребительскими товарами. Комплекс антиинфляционных мер позволил снизить годовой индекс роста цен с катастрофической отметки в 400% в 1988 г. до 18,6% в 1989 г. Повысились доходы и жизненный уровень значительной части населения.

Особенно быстрый эффект дало предоставление свободы действий крестьянам. В прошлом году во Вьетнаме собран рекордный урожай продовольственных культур - 20,7 млн. т. Это позволило не только обеспечить потребности населения, создать госрезервы продовольствия, но и начать экспорт риса. Было экспортировано около 1,5 млн. т (в том числе 300 тыс. т - в Советский Союз), Вьетнам вышел на третье место в мире среди экспортеров риса (после США и Таиланда).

Мотором экономического рывка страны стал город Хошимин, бывший Сайгон, где люди не успели еще утратить навыки жизни в условиях рыночной экономики.

"МЫ ВСЕ СДЕЛАЛИ ТАК, КАК ВЫ НАС УЧИЛИ"

Во Вьетнаме сейчас в ходу лозунг "Богатый народ - богатая страна". Предпринимательская деятельность всемерно поощряется и государством, и общественным мнением. Считается, что любой гражданин, умножая свой семейный капитал, вносит вклад в развитие страны в целом.

Два моих знакомых - ученый-обществовед и работник госаппарата - помимо своей основной работы "делают бизнес". Один содержит ферму на 10 тыс. кур, другой - плантацию кокосовых орехов. Естественно, что хозяйства приносят им большие личные доходы, намного превышающие их зарплату. Однако никто (кроме, конечно, фининспектора) не заглядывает в их карманы, не считает в приступе черной зависти их деньги.

Вьетнамцы, законно гордящиеся своими достижениями в реализации концепции нэпа, говорят нам: "Мы все сделали так, как учили нас советские профессора еще десяток лет назад".

И все же экономическая ситуация во Вьетнаме остается пока сложной, положительные тенденции не приобрели необратимого характера. До 30%" госпредприятий в условиях рыночного хозяйства действуют неэффективно. Число полностью безработных в городах составляет 1,5 млн. человек. Растет имущественное расслоение населения. Негативно сказывается на стабильности экономики ее преимущественно аграрный характер. В этом году виды на урожай хуже, чем в предыдущем, и в результате снова пошли вверх цены на рис, а вслед за ним и на многие другие товары.

"ОСТОРОЖНО: ПОЛИТИКА!"

Поощряя широкие экономические свободы, КПВ в то же время выступает за "весьма осторожный, взвешенный подход" в отношении политических реформ. Считается, что вначале надо завершить экономическую реформу, добиться повышения жизненного уровня населения, и только на этой основе переходить к радикальным политическим преобразованиям. Впрочем, определенная работа по совершенствованию политической системы уже ведется. Избран на альтернативной основе новый состав Национального собрания (парламента), повышается его роль в жизни страны. Принят ряд законов, закрепляющих движение к правовому государству, - о земле, гражданстве, народных советах, религиозных организациях, печати и др. На повестке дня - радикальный пересмотр конституции с учетом перехода страны на рельсы рыночной экономики.

Вместе с тем 8-й пленум ЦК КПВ (март 1990 г.) заявил о неприемлемости для Вьетнама на нынешнем этапе введения политического плюрализма и многопартийности. Форсирование процессов демократизации, считает руководство КПВ, может вызвать непредсказуемые социальные потрясения, что и происходит сейчас в СССР и странах Восточной Европы.

Вместе с тем вьетнамские руководители понимают, что развитие вширь и вглубь рыночной экономики, изменения структуры социально-экономических отношений (уже сейчас доля частного сектора в валовом национальном продукте Вьетнама достигла 42%) неизбежно поставят в будущем в порядок дня необходимость глубоких политических преобразований.

НА НОВОЙ ОСНОВЕ, НО ДРУЖИТЬ

Вьетнамское руководство продолжает рассматривать сотрудничество с СССР в качестве ключевого элемента внешнеполитической стратегии СРВ.

Приоритет здесь отдается торгово-экономическому сотрудничеству, которое, по мнению обеих сторон, должно стать более эффективным и взаимовыгодным.

Советских экономистов беспокоят большой долг Вьетнама (свыше 9 млрд. руб.) и дисбаланс во взаимной торговле. По уверениям вьетнамских руководителей, в следующей пятилетке Вьетнам, если сохранится нынешняя динамика его развития, сможет начать постепенное .погашение долга. Вторую проблему вьетнамцы намереваются решить уже в будущем году за счет опережающего увеличения объема поставок в СССР. Если раньше соотношение между советскими и вьетнамскими поставками равнялось 4:1, то в 1990 г. - уже 1,5:1, а в будущем году 1,2:1.

Одна из важных форм сотрудничества - использование вьетнамской рабочей силы в СССР (около 75 тыс. чел.). И здесь имеются сложности, о которых сообщала наша печать. В частности, о том, что вьетнамские рабочие "занимаются спекуляцией и скупкой дефицита", что во Вьетнаме плохо поставлено дело с отбором контингента и т. д.

Видимо, доля истины в этом есть. Но, думается, главное все-таки - в объективно сложившихся условиях. Когда в 1981 году подписывалось соглашение о приеме вьетнамских рабочих, то в СССР еще не было нынешнего катастрофического товарного дефицита. Сегодня же возникла тупиковая ситуация. Получая зарплату "деревянными" рублями, вьетнамские рабочие не могут не только перевести их в свои банки, но и закупить на них необходимые товары. И даже если сумеют закупить - имеют право отправить на родину лишь строго ограниченный минимум.

Возможно, проще всего было бы отказаться от вьетнамской рабочей силы. Однако против этого - руководство практически всех советских предприятий, где работают вьетнамцы. Выход один - пересмотреть соглашение, привести его в соответствие с нынешней ситуацией.

Е. ВАСИЛЬКОВ, кандидат исторических наук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно