Примерное время чтения: 6 минут
91

ЛИШЬ ШЕСТАЯ ЧАСТЬ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ ПРЕДПРИЯТИЮ. Той ли дорогой идем к рынку

После опубликования статьи в "АиФ" (N 37) с критикой союзного правительства автору этих строк было предложено подыскать новое место работы вне государственных структур. Может, остепениться? Однако оглашение постановления Совета Министров СССР об очередном повышении розничных цен вновь заставляет взяться за перо. Молчать сейчас просто невозможно.

ИТАК, прикрываясь "Основными направлениями по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике", союзное правительство осуществило свой старый замысел, ранее отвергнутый Верховным Советом, - повысило розничные цены на целый ряд товаров. В официальном сообщении, правда, сказано, что цены повышаются "на предметы роскоши и ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения". Кстати, список этих "предметов роскоши" занимает страницы. Что касается товаров, то они действительно все меньше оказывают влияние на жизненный уровень населения. Их просто нет. За время правления нынешнего кабинета кусок мяса стал роскошью. Что до стабилизации, то ею и не пахнет. Она осталась в невостребованной программе "500 дней".

Как и прежние повышения цен, нынешнее призвано заставить население еще раз оплатить ошибки центра.

ШАГ ВПЕРЕД - БЕГОМ НАЗАД

Самое страшное, что у нас как не было, так и нет четкой программы экономической перестройки. "Основные направления..." вмещают в себя все, что угодно. В результате за указом из "рыночной программы" немедленно следует "антирыночный". Да и тот, первый, сразу после выхода обрастает такими подзаконными актами, что превращается в свою противоположность. Это, естественно, правительство стремится себя сохранить. А при рынке ему не устоять.

Примеры? Сколько угодно. 25 октября принят антиинфляционный Указ "О повышении заинтересованности граждан в хранении сбережений в учреждениях Сберегательного банка СССР". О необходимости повышения процентов по сбережениям говорилось еще на I Съезде народных депутатов депутатами-рыночниками. Выше ставки - больше денег оттягивается с рынка - ниже темпы инфляции. А чем все обернулось? Жесткой регламентацией ставок коммерческих банков, которая превращает в абсурд само их существование, делает очередную фикцию из денежного рынка, который только-только начал формироваться. Обращает на себя внимание один характерный момент. О повышении доходов граждан по вкладам было объявлено всенародно вместе с публикацией указа, а вот меры по закабалению коммерческих банков проведены тихо - инструктивным письмом Госбанка СССР. Может быть, хороший Президент не знает, что творят "плохие дяди" из Совмина и Госплана СССР?

26 октября принят Указ "О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка". Слов нет, указ рыночный. Он делает более реальным курс рубля, а также дает предприятиям право продавать и покупать иностранную валюту согласно курсу, складывающемуся на рынке в зависимости от спроса и предложения. Таким образом, указ позволяет отойти от централизованного распределения валютных средств, добиться более эффективного их использования, повышает заинтересованность предприятий в расширении экспорта.

И что же? Спустя неделю, 2 ноября, следует другой Указ - "Об особом порядке использования валютных ресурсов в 1991 году". Для эффективного использования валютных ресурсов, а также создания условий для гарантированного выполнения обязательств СССР по погашению внешней задолженности он обязывает предприятия продавать Внешэкономбанку СССР 40% валютной выручки от экспорта продукции. Подсчеты показывают, что в конечном итоге централизованно будет распределяться около 80% валютной выручки предприятий. Примерно 4% получат республиканские и местные органы. На формирование собственных валютных фондов производителю достанется в среднем примерно 16% вместо почти 30% ранее. Так о какой децентрализации, перераспределении через валютный рынок ресурсов может идти речь?

КТО КОГО?

Для покупки сырья, модернизации производства за валютой опять придется идти на поклон к центру. А насколько эффективно он умеет ее использовать, уже известно. Конечно, долги платить надо. Дело, однако, в том, что "президентский налог" этого не гарантирует. Более того, он резко снижает заинтересованность предприятий в экспорте, а следовательно, приведет к сокращению валютной выручки.

Утверждают, что 1991 г., с точки зрения погашения займов, самый трудный. На него приходится пик платежей. Позже должно произойти заметное снижение их объемов, тогда и может произойти либерализация. Но вот вопрос, доживем ли мы при таких подходах до этой либерализации?

Мир готов помогать нашему развитию, но не потому, что ради выплаты долгов мы согласны удушить собственную промышленность. Кредиты нам пока еще дают потому, что мы проводим реформы. Их дальнейшее предоставление зависит прежде всего от того, насколько необратимым окажется процесс продвижения к рынку.

"УКАЗОТЕРАПИЯ"

Интерес представляет не только содержание указов, но и то, как они готовятся. Впервые в мировой практике о предстоящей девальвации рубля было объявлено в постановлении Совмина почти за два года. Во всех странах такие намерения держатся в глубочайшей тайне, чтобы не вызывать панику, что для рыночной экономики особенно опасно. Однако, поскольку другие меры, которые надлежало принять до изменения курса, не были осуществлены, появившиеся в середине октября в газетах сведения о предстоящей девальвации, подтвержденные без комментариев представителями ведомств, стали еще одним этапом в "курсе шокотерапии", которую правительство с завидным упорством проводит по отношению к населению. Вспомним, первым было заявление Н. Рыжкова в мае этого года о предстоящем повышении цен, которое привело к опустошению товарного рынка. Спустя некоторое время внезапный отказ от облегченного режима выезда в страны СЭВ вызвал столпотворение на границах. Заявление представителя Государственной внешнеэкономической комиссии о предстоящем списании отчислений в переводных рублях привело к возникновению черного рынка коллективной валюты.

И последнее. Несколько месяцев назад на страницах "АиФ" (N 20) я высказал мысль о необходимости ограничить "долларизацию" нашей экономики, которую усиленно проводит союзное правительство. Это ведет к стремительному отторжению рубля и падению его покупательной способности. Тогда я пошутил, что скоро за поездку в трамвае будем платить центами и, к сожалению, почти угадал. Только что МПС заявило, что за границу будет возить исключительно за валюту.

Вступая в должность, министр финансов России Б. Федоров обещал противостоять антирублевой политике центра, его попыткам повысить цены до стабилизации финансов. Как известно, Верховный Совет республики приостановил действие постановления союзного Совмина о повышении цен. Что ж, шаг сделан. Надо идти дальше. Велика Россия, но и для нее два правительства - роскошь непозволительная.

Б. СЕРГЕЕВ, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно