Примерное время чтения: 4 минуты
111

Сегодня Ирак контролирует 1/4 мировых запасов нефти. "Арабская карта" Саддама Хусейна

С момента вступления иракских войск на территорию Кувейта этот, на первый взгляд, локальный конфликт сразу приобрел глобальный характер. Затронутыми оказались интересы не только близлежащих стран региона, но и, без преувеличения, всего мира. Однако арабские страны по-разному отреагировали на, казалось бы, бесспорный факт незаконной оккупации Кувейта. Почему? Об этом размышляет журналист Ю. ДАХАБ.

ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ

ЭТИ СЛОВА главного героя бессмертного фильма "Белое солнце пустыни" невольно приходят на ум, когда читаешь в печати, как отреагировали в арабском мире на оккупацию Кувейта.

К удивлению тех, кто неискушен в арабских делах, единодушного осуждения агрессора не последовало. Более того, во многих городах Арабского Востока сразу началась запись добровольцев и сбор пожертвований в пользу Ирака. На правительственном уровне по крайней мере 7 из 21 члена Лиги Арабских государств отказываются осудить Ирак за вторжение или делают это с оговорками.

Все это говорит о том, что президент Ирака Саддам Хусейн, возможно, был не столь уж авантюристичен в своих действиях, как это пытаются представить иногда на Западе, да и в СССР. Наоборот, многое говорит о том, что он довольно хитро разыгрывает националистическую карту.

ДОЛОЙ АМЕРИКАНСКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ!

МНОГИЕ арабы считают конфликт между Ираком и Кувейтом неким "семейным" делом, вмешиваться в которое могут только "близкие родственники". Поэтому высадка американских войск в Саудовской Аравии вызвала настоящий взрыв негодования и среди простых людей, и в тиши кабинетов арабских политических деятелей. Сразу припомнились прежние обиды, начиная с высадки американских войск в Бейруте в 1958 г. и кончая многомиллиардной помощью Израилю, оккупирующему до сих пор палестинские территории.

Резко снизился и престиж абсолютных монархов Аравийского полуострова, выглядящих теперь в глазах многих арабов марионетками в руках США. И в противоположность этому Саддам Хусейн выглядит как герой арабской нации, борющийся с американским империализмом и сионизмом.

С. Хусейн, пишет нам К. Умаров из Дагестана, "один из немногих арабских руководителей, которые не продали себя и свою честь за американские доллары, подобно эмиру Кувейта ас-Сабаху, саудовскому королю Фахду или президенту Египта Мубараку".

Такая точка зрения имеет хождение не только среди арабов, но, как мы видим, и среди мусульман вообще, в том числе и советских. Для многих мусульман С. Хусейн - лидер, пусть насильно, но объединяющий арабский и, шире, мусульманский мир, чтобы бросить наконец вызов "безбожному Западу".

В чем заключается вызов, возможно, легче будет понять, если рассказать одну историю. Лет десять назад я стал невольным свидетелем того, как один почтенный кувейтский профессор, выпускник Оксфорда, вдруг неожиданно, без всякого повода, грубо оскорбил совершенно незнакомого ему американца. Американец отреагировал с достоинством, просто повернувшись к нему спиной. И когда я спросил кувейтянина, почему он так сделал, он сказал: "Видишь ли, американцы везде ведут себя так, будто они хозяева всего мира, поэтому их нужно ставить на место".

Захватив Кувейт, С. Хусейн, с точки зрения арабских националистов, поставил США "на место" Ведь теперь он контролирует около четверти мировых запасов нефти (177 млрд. барр.) и сможет диктовать на нее цены, при условии, что аннексия Кувейта сохранится. А если добавить к этому угрозу Ирака нефтяным месторождениям других стран Персидского залива, то становится очевидным, что С. Хусейн пытается поставить США, а с ними и остальной западный мир, на колени.

Именно так, кстати, и воспринимают события в Персидском заливе в Америке. Агрессия Ирака, заявил президент Буш, "поставила под угрозу маши рабочие места, наш образ жизни, нашу собственную свободу и свободу дружественных нам стран".

Учитывая печальный опыт энергетического кризиса 70-х гг., создается впечатление, что президент Буш не так уж и преувеличивает.

Специалисты предсказывают, что война, если она начнется, будет затяжной. Не завершилось еще окончательное размежевание сил в конфликте, однако их наращивание с обеих сторон приобрело инерцию маховика, который, похоже, уже невозможно остановить.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно