Примерное время чтения: 5 минут
113

За 20 лет импортировано винно-водочных изделий почти на 8 млрд. руб. Валютная дань Бахусу

РАЦИОНАЛЬНО ли мы расходуем валюту, которой в стране и без того не хватает? Вряд ли можно ответить утвердительно, анализируя закупки отдельных товаров за рубежом.

Бытует представление, будто по экспорту водки и иных крепких напитков "мы впереди планеты всей". Однако мы ввозим во много раз больше горячительных напитков, чем поставляем сами. Особенно резкий рост винно-водочного импорта приходится на застойный период. В частности, только в течение 1970 - 1984 гг. зарубежные закупки винно-водочных и безалкогольных напитков увеличились с 200,8 млн. до 685,2 млн. руб. И существенный рост собственного экспорта не избавил нашу державу от увеличения дефицита по этой продукции со 179,2 млн. до 626,2 млн. руб.

Чем оправдывался этот спиртной прорыв в нашей внешней торговле? Во-первых, возможностью заметно пополнить госбюджет за счет того, что винно-водочные изделия ввозятся по низким оптовым ценам, а продаются по высоким розничным. Во-вторых, попустительство пьянству маскировалось под заботу о разнообразии праздничного стола для советской семьи.

И что из этого вышло? Мы пропили колоссальные средства, которые могли быть использованы для снабжения народа товарами ширпотреба, медикаментами и прочим дефицитом с не меньшей пользой для бюджета и тем более для здоровья.

За последние пятнадцать лет мы ввезли из-за рубежа винно-водочных изделий и безалкогольных напитков более чем на 6,7 млрд. руб., а медицинского оборудования и инструмента - всего лишь на 3,7 млрд., оборудования для изготовления мебели и бумаги соответственно на 384,3 млн. и 475,1 млн. руб.

Что касается валюты на оплату импортных вин, то за ней стоят экспортируемые страной товары и затрачиваемый нами труд. Например, в 1989 г. СССР импортировал только из Болгарии и Венгрии 217 млн. бутылок марочного вина на сумму 193,8 млн. руб. Для получения эквивалентной выручки в переводных рублях нам пришлось поставить в эти страны 29,1 тыс. легковых автомобилей, 254,2 тыс. телевизоров, 330,3 тыс. радиоприемников, 107,7 тыс. холодильников, 180,0 тыс. велосипедов, около 1,6 млн. бытовых часов, включая механизмы, свыше 113 тыс. фотоаппаратов, около 45 тыс. пылесосов и почти 61 тыс. бытовых стиральных машин.

Этих товаров вполне хватило бы для снабжения населения не большой союзной республики.

Апогея наш винно-водочный импорт достиг в 1984 г., когда он превысил 685 млн. руб. На его оплату в тот год не хватило даже выручки от всего экспорта отечественных легковых автомобилей, которых было вывезено за рубеж на 500,5 млн. руб. в количестве 265,5 тыс. штук.

Для сравнения отметим, что на импорт оборудования для оснащения отечественных винодельческих предприятий тогда было израсходовано 49,8 млн. руб., а оборудования для производства пива и безалкогольных напитков и того меньше - 46,3 млн. руб.

С концом застоя наступил и определенный перелом в закупках заграничного зелья. Если раньше импорт винно-водочных изделий по пятилеткам шел по нарастающей, то после известного указа 1985 г. он упал. Так, в одиннадцатой пятилетке их импорт составил 3 млрд. руб., а за четыре года текущей пятилетки - 1,1 млрд. руб.

Но борьба с пьянством и алкоголизмом, как известно, пошла на убыль. Соответственно начал расти алкогольный импорт.

И самое время посокрушаться по поводу нелепых "послеуказных" вырубок виноградников в стране. Но надо быть объективным, вопреки утверждениям отдельных авторов о том, что "если бы мы не вырубили в свое время уникальные виноградники, не свернули производство сухих и марочных вин, ликеров, коньяка, то наш внутренний рынок был бы близок к насыщению". Ведь наиболее крупные закупки винно-водочных изделий за рубежом у нас производились как раз до вырубки виноградников и свертывания производства винно-водочных изделий. Да и существует ли вообще критерий насыщения внутреннего рынка применительно к данным изделиям и нашим условиям? Пить-то можно "до бесконечности"!

"img src="031aif06.gif""

Может быть, резоннее поставить вопрос: выгоден ли вообще такой импорт?

Так, в 1989 г. за 272,5 млн. руб., уплаченных за импорт винно-водочных изделий и безалкогольных напитков, СССР мог бы закупить за рубежом 511,1 тыс. цветных телевизоров и 612,7 тыс. бытовой видеотехники, что дало бы поступлений в бюджет около 3 млрд. руб.

Выгоды же от сокращения и даже отказа от закупок винно-водочных изделий очевидны. Во-первых, отпадет необходимость вывозить из страны дефицитные товары для оплаты винного импорта, и тем самым удастся ослабить проблему насыщения рынка. Во-вторых, освободившуюся валюту в любой ее форме можно пустить на закупку медикаментов, продовольствия и других товаров.

Автор отнюдь не выступает за введение в стране сухого закона и полное прекращение закупок зелья за рубежом. Но, конечно же, надо свести закупки винно-водочных изделий хотя бы до стоимости их экспорта из СССР.

И. УСТИНОВ, кандидат экономических наук.

***

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СССР ВИНО-ВОДОЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫМИ НАПИТКАМИ В ТЕЧЕНИЕ 1960 - 1989 гг. (миллионов рублей)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно