Примерное время чтения: 8 минут
250

ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМУ. Лекарства - по чайной ложке

Из года в год в редакционной почте растет число писем о самом страшном дефиците - лекарственном. Одни наполнены безысходностью и болью, другие - вполне справедливым гневом и возмущением, и во всех письмах - один и тот же вопрос: "Долго ли это будет продолжиться?"

Корреспонденты "АиФ" беседуют с представителями различных организаций по производству, снабжению и импорту лекарств.

М. ГРИГОРЬЕВ, начальник отдела кооперации и межотраслевых связей Министерства медицинской промышленности СССР:

- На 70 заводах Минмедпрома производится 95% всех лекарственных средств, Остальные 5% - на предприятиях других министерств.

Наше фармацевтическое производство - народное хозяйство в миниатюре. Мы ежегодно производим 45 тыс. тонн разнообразных химических продуктов, необходимых для изготовления лекарственных средств, 40 видов антибиотиков, 6 тыс. тонн витаминов (потребность - 30 тыс. тонн), 3 тыс. наименований готовых лекарственных форм и 6 млрд. ампул.

- Тем не менее отечественное производство удовлетворяет потребность в лекарственных средствах всего лишь на 40 - 45%.

- Причин трагического положения, в котором оказалась фармацевтическая промышленность, более чем достаточно. Не развивая отечественного производства, мы за последние 12 лет увеличили импорт лекарств из соцстран с 300 млн. до 1 млрд. 200 млн. руб. в год. Это дало возможность партнерам получить прибыль свыше 3 млрд. руб., которую они вложили в развитие собственной фармацевтической промышленности Инвестиции в отечественную промышленность составили 1 млрд. руб. Наше производство не обеспечено оборудованием на 50%.

Все постановления правительства о развитии медицинской промышленности, начиная с 1977 г., оставались невыполненными. Из 39 объектов, предусмотренных к строительству, расширению и реконструкции, в 1988 - 1990 гг. возводятся только 18. К тому же местные советские органы по экологическим причинам, не всегда обоснованным, отказали в размещении или приостановили строительство 23 предприятий по производству лекарственной продукции.

У нас нет научно обоснованных нормативов потребления медикаментов на душу населения. Они определяются наличием финансов на лекарства в Минздраве СССР.

В стране практически нет средств для проведения научно- исследовательских работ, а без этого невозможно дальнейшее развитие. Из 60 млрд. долл., которые здравоохранение США тратит на лекарства, только 5% идет на прямые затраты, связанные с их производством, остальные - на разработку, сбыт и т. д.

На здравоохранение, в том числе и на лекарства, в 1990 г. отпущено 27 млрд. руб. Нужно как минимум в 10 раз увеличить затраты на научно исследовательские работы, а также провести крупные валютные инъекции для перевооружения фармацевтической промышленности, создания предприятий генной инженерии, которых у нас нет вообще. К сожалению, на днях Минфин СССР категорически отказал Минмедпрому в увеличении финансирования научных исследований и в предоставлении временных налоговых льгот.

Мне кажется, не последнюю роль в диком отставании в этой сфере сыграло и то, что люди, которые обязаны были по должности решать лекарственную проблему, просто не подозревали об этом: они лечились в 4-м Главном управлении МЗ СССР импортными лекарствами.

- Есть ли возможность увеличить выпуск лекарств?

- Минмедпром добился того, что с 1991 г. Госплан СССР будет наконец вести баланс потребности в лекарственных средствах и источников ее удовлетворения в стоимостном выражении.

В первом квартале 1990 г. должна закончить работу комиссия по упорядочению номенклатуры выпускаемых в стране медикаментов. Мы будем знать, какие препараты необходимо снять с производства, за их счет будет увеличено производство более эффективных лекарств.

Нам выделена валюта на закупку оборудования и сырья. В ближайшее время правительством будет решен вопрос о строительстве "под ключ" 4 фармацевтических заводов с объемом производства 1 млрд. руб. каждый. Первый завод планируется открыть в январе 1994 г.

Кроме того, мы надеемся, что более активно будет осуществляться начавшаяся конверсия на предприятиях оборонного комплекса.

Страны Восточной Европы основные наши зарубежные поставщики лекарственных средств. Политическая ситуация там стремительно меняется. Не отразится ли это на импорте лекарств?

С. НОСОВ, первый заместитель генерального директора Всесоюзного объединения "Медэкспорт":

- Думаю, нет, ведь 70% всех валютных ассигновании для приобретения лекарств, закупаемых по импорту, приходится на эти страны. Крупнейшими поставщиками остаются Польша, Венгрия, Болгария. По сравнению с 1989 г. поставки по импорту возрастут на 20%. Больше, чем в прошлом году, ожидаются поставки из Индии, ФРГ, Финляндии.

- Как тогда объяснить тот факт, что из Польши, Болгарии, Чехословакии, ГДР в аптеки не поступают остродефицитные препараты?

- К сожалению, условия контрактов не соблюдаются, и грузы на территорию СССР приходят с задержками. Есть трудности в доставке грузов и внутри страны. Например, Аэрофлот с декабря 1989 г. отказался перевозить грузы из Москвы, где сосредоточено 50% всех баз страны, в конечные пункты назначения, ссылаясь на перегруженность. Однако он готов выполнить эту работу за валюту, но "Медэкспорт" не имеет таких средств. А перебои в доставке грузов по железной дороге стали вообще нормой.

- Из трех тысяч лекарственных средств, выпускаемых отечественной фармацевтической промышленностью, на 1100 - 1400 потребность не удовлетворяется полностью. Кто и как определяет потребность в лекарствах?

А. АПАЗОВ, генеральный директор объединения "Союзфармация":

- Заявки лечебных учреждений и аптек. К сожалению, пока они удовлетворяются в среднем на 70 - 80%. Правда, в 1989 г. впервые за долгие годы этот процент вырос до 85%. Потому что в конце года государство дополнительно выделило 500 млн. валютных ассигнований для закупки лекарственных средств. (Москва получила 36 млн.). Что касается заявок по отдельным видам и наименованиям лекарств, то здесь потребность удовлетворяется в пределах 20 - 100%.

Распределяются лекарства по утвержденной Минздравом СССР методике расчета коэффициента распределения, основой здесь служат показатели заболеваемости по отчетам лечебно-профилактических учреждений, объем реализации лекарственных средств за предыдущий год, численность населения...

Эти коэффициенты рассматриваются на заседании соответствующей комиссии, согласовываются с главными специалистами (кардиологами, онкологами, психиатрами и т. д.) и утверждаются руководителем аптечного управления.

- Многие ведомства имеют свои аптечные службы. По какому принципу им выделяются лекарства?

- Как и всем остальным, по рассчитанному для каждой организации коэффициенту распределения. Например, на 1990 г. для 3-го Управления МЗ СССР он равен 1%, для Фармуправления МЗ СССР - 2,2%, КГБ - 0,08%, МВД - 0,06% и т. д.

- Кто и как устанавливает цены на лекарства?

Оптовые цены устанавливает Министерство медицинской промышленности, розничные - "Союзфармация" В среднем розничные цены на 30% превышают оптовые. Конечно, система ценообразования несовершенна.

- Бывают ли случаи, когда удовлетворение сводной заявки на лекарства изменяется в результате непредвиденных обстоятельств?

- Бывают. Например, мы запланировали на 1990 г. увеличить закупку по импорту лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, антибиотиков, кортикостероидов и т. д., так как Госплан СССР выделил на 10% валютных ассигнований больше, чем в 1989 г. Однако вынуждены были вместо этого закупить аналгезирующие средства, потому что были закрыты предприятия химической промышленности, поставляющие необходимое сырье для изготовления аналгетиков на предприятия Минмедпрома. Всего же в 1990 г. мы закупим по импорту 750 наименований различных лекарственных препаратов.

- В чем вы видите недостатки сложившейся системы снабжения лекарствами?

- Прежде всего необходимо совершенствовать ценообразование. Нужна система государственного больничного страхования, которая даст возможность упорядочить отпуск средств на лекарства. Гигантские фармацевтические заводы нерентабельны, нужно создавать мелкие и гибкие производства. Правда, тогда возникает вопрос: кто будет отвечать за снабжение - производственники или торговые организации? На наш взгляд - производственники. А вообще фармацевтическая промышленность должна иметь хозяина.

- Как снабжаются лекарствами москвичи?

Т. БОРИСЕНКО, заместитель начальника отдела снабжения и сбыта московского городского объединения "Фармация":

- Москвичи - это 3,2% всех жителей страны. Коэффициент распределения лекарственных средств и изделий медицинской техники для нашего города 6%. В соответствии с приказом МЗ СССР заявка на планируемый год составляется за полтора года до этого. И это очень плохо, так как, составляя заявки, мы не имеем информации о выделенных фондах на планируемый год. Товарооборот стационаров Москвы составляет 30% от общего товарооборота объединения.

Во многих лечебных учреждениях Москвы лечатся иногородние больные, которые, выписавшись из стационара, закупают лекарства в столице. Кроме того, все гости и транзитные пассажиры Москвы также закупают лекарства в столичных аптеках. Например, из всего количества реализованных лекарственных средств в аптеках района трех вокзалов 70% приходится на иногородних жителей. Всего из Москвы вывозится около 40% лекарственных средств.

- Читатели жалуются, что невозможно купить лекарства по "иногородним" рецептам.

- Вероятно, это проявление своеволия на местах, так как в соответствии с приказом МЗ СССР выписанный рецепт действителен в любой точке СССР. Исключение составляют только рецепты на наркотические и приравненные к ним препараты, а также льготные рецепты. Лекарства для бесплатного и льготного отпуска инвалидам и участникам войны отпускаются в любой аптеке союзной республики.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно