Примерное время чтения: 7 минут
83

С МЕСТА СОБЫТИЙ. Как рождаются слухи?

ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ материала на страницах "АиФ" бывают разные причины. На этот раз в редакцию позвонил неизвестный, утверждая, что 6, 7, 8 апреля в магазине "Краснодар" (Москва, ул. Краснодарская, 57) состоится закрытая распродажа импортных товаров для народных депутатов СССР.

Распродажами сегодня никого не удивишь, они проходят на многих предприятиях. Но в данном случае звонивший утверждал, что все будет происходить тайно, что занимается этим лично директор ГУМа.

...Окна универмага, расположенного в районе новостроек, оказались плотно зашторенными изнутри. Обитые жестью двери служебного входа немедленно захлопнулись, как только нами были предъявлены служебные удостоверения.

Несколько обнадежил человек, отозвавший нас в сторону и посоветовавший "не заниматься чепухой" и дежурить у наглухо закрытых дверей, а приезжать позже. "Решение об отправке автобусов уже принято, и вечером вы увидите здесь всех...". Это был сотрудник аппарата Верховного Совета СССР. Удивило, что при показной секретности он откровенничал с нами, называя график движения, фамилии.

Его информация впоследствии подтвердилась. Но вновь все попытки пройти в магазин для разговора с "начальством" кончались неудачей. Не помогло не только удостоверение корреспондентов "АиФ", но и удостоверение народного депутата РСФСР.

Позднее, во время заседания сессии Верховного Совета СССР, мы обратились к члену Комиссии по привилегиям, народному депутату Э. ПАМФИЛОВОЙ.

- Кто был инициатором этой распродажи?

- Возможно, Секретариат Верховного Совета СССР, поскольку как Секретариат, так и его финансово-хозяйственное управление заявляют, что это организовывается "по многочисленным просьбам депутатов". Выяснить же, кто все-таки обращается, - не удается.

- Но такие обращения все же есть?

- Я думаю, что они были. Для нас, депутатов - москвичей, все несколько проще, так как в бытовом отношении для нас изменений почти не произошло, живем в своем городе. Но для приезжих депутатов и их семей возникла масса проблем, например, с медицинским обслуживанием. Районные поликлиники не принимают депутатов, так как у них временная прописка. Поэтому какой-то "прожиточный минимум" на равных условиях с москвичами необходим. Другое дело - в какой форме это делать?

Многие депутаты, например, требуют, чтобы из буфетов убрали деликатесы, и в частности икру. Должна быть самая обычная еда, но ее-то практически и нет. А о нас судят и по буфетам, мол, оторвались от народа.

Я считаю, что мы, депутаты, должны сами, гласно и открыто определить тот минимум обеспеченности, который необходим для успешной работы, включая и бытовые вопросы. Пока же весь депутатский корпус является "заложником" аппарата ВС СССР, принимаемых им решений.

- Давались ли вами заявки на обсуждение этой проблемы?

- Да, и неоднократно. Но в телетрансляцию они не попадают, их "вырезают". Кроме меня, выступали и А. Собчак, и К. Лубенченко. Тов. А. Лукьянов обещал рассмотреть все это, но увы... А уже, как вы видите, начались кривотолки и спекуляции на эту тему.

- Какое объяснение этому вы находите?

- Это или недомыслие, или целенаправленное действие. Более вероятно второе объяснение. Когда депутаты ехали в автобусах, "сопровождающие" советовали задернуть шторки на окнах, чтобы не узнали. Кого из нас делают? Зачем? Существует же торговля по предприятиям. Думаю, что в условиях всеобщего дефицита и депутаты имеют на это право. Но в данном случае избирается путь прямой дискредитации, идет караван автобусов в рабочий район.

- Депутатский корпус, вероятно, должен сам формировать свой аппарат в соответствии со своими функциями и нуждами?

- Да, но этого не происходит. Поэтому члены ВС СССР, особенно иногородние, во многом зависят от аппарата.

- Кто формировал нынешний аппарат?

- Я не хочу негативно говорить о всех, но его структура и функции в основном старые. Происходит перетекание, сокращают аппарат ЦК КПСС - люди переходят к нам или в Совмин. То есть идет номенклатурный хоровод.

- Пользуются ли работники аппарата всем, что делается ими для депутатов, - магазинами, здравоохранением, курортным лечением?

- Естественно. Я считаю, что все эти игры с нашим депутатским обеспечением сделаны для того, чтобы сохранить за собой льготы и привилегии, пристегнув всех в одну упряжку. Кстати, третий день распродажи в "Краснодаре" - для сотрудников аппарата.

- Вы чувствуете себя хозяином в Кремле?

Конечно, нет.

- А кто здесь хозяин?

Кто был, тот и есть. Когда-то я поставила вопрос о том, что у нас должна быть полная информация о структуре, численности, качественном составе Секретариата. До сих пор этого нет.

К сожалению, работа нашей комиссии уже на протяжении двух месяцев тормозится фактическим отсутствием председателя и тем, что 16 из 28 депутатов отказываются по разным причинам в ней работать. Все это время я пытаюсь вынести этот вопрос на рассмотрение сессии, но пока безуспешно - видимо, до нас просто не доходят руки. Меня, да и других оставшихся членов комиссии это очень угнетает, так как накопилось множество срочных дел.

Проблема, как видно, высветилась совершенно с другой стороны. Например, зачем аппарату ВС СССР везти депутатов на автобусах через всю Москву, чтобы в демонстративно охраняемом милицией универмаге дать им купить какие-то необходимые вещи? Кстати, ничего сверхъестественного там не было - ни импортных дубленок, ни бытовой техники. Только предметы повседневного обихода. Уже позднее, когда мы разговаривали в Кремле с депутатами, многие из них, признавая за собой право, как и в других рабочих коллективах, покупать необходимые вещи, произносили тоже слово - "дискредитация".

Им можно возразить: не хочешь - не пользуйся. Но ведь речь идет об элементарных вещах, таких, как одежда, например. А когда же думать о законах? Многие вспоминали, что, попав за границу уже в ранге парламентария, думали, как бы сбегать в магазин, чтобы купить самые простые вещи, без которых не то что на официальный прием - в гости не пойдешь.

И это при том, что проблемы эти в принципе решаемые. Сами депутаты знают, как это сделать, но, ощущая собственное бессилие, вынуждены, образно говоря, "садиться в автобусы". Кстати, депутатов, прежде занимавших, скажем, высокие партийные посты, там не было. Этих волнений они, видимо, не ощущают.

И еще одно стало ясно в тот день - наплевательское отношение к народному депутату со стороны должностных лиц. Закон СССР о статусе народного депутата в СССР дает ему право беспрепятственного посещения учреждений и безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами (ст. 24).

Эти права были проигнорированы директором магазина "Краснодар", его заместителем, а также начальником финансово - хозяйственного управления ВС СССР В. Касаткиным, находившимися в магазине. Они не только не вышли на улицу по просьбе народного депутата РСФСР, корреспондента "АиФ", но и с помощью милиции не пустили его на порог.

Такие действия (согласно ст. 7 Закона) подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности либо административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.

Один из анонимных организаторов, особенно рьяно защищавший вход в магазин, посоветовал нам обратиться к Генеральному прокурору. Совет этот дельный, и мы просим генпрокурора поступить в соответствии с законом.

В заключение хочется сказать, что мы не ставили своей целью уличить в чем-то депутатов. Все в конце концов находит свое объяснение, все можно понять. Но лишь в том случае, если не делать из всего тайну, не зашторивать наглухо стекла перед публикой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно