Примерное время чтения: 5 минут
396

В 1923 Г. В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОБЫВАЛА ДЕЛЕГАЦИЯ ГОМИНЬДАНА. Чан Кайши в СССР

В сознании многих из нас сложился определенный образ Чан Кайши. Но, как выясняется, было время, когда Чан Кайши не только слыл левым, но и выступал в роли активного сторонника мировой революции. Об этом свидетельствуют обнаруженные недавно кандидатом исторических наук Б. БОРОДИНЫМ документы.

ВНАЧАЛЕ 20-х годов на юге Китая утвердилась народная власть, которой руководил Сунь Ятсен. Лидер китайской революционной демократии, восхищавшийся Октябрьской революцией и питавший глубокое уважение к В. И. Ленину, направил своего сторонника, 36-летнего генерала Чан Кайши, во главе делегации Гоминьдана в СССР для изучения опыта большевистской партии, Советов и Красной Армии. Визит состоялся в сентябре - ноябре 1923 года.

В. И. Ленин в то время был тяжело болен. Посланцев Сунь Ятсена принимали Л. Троцкий, М. Калинин, Я. Рудзутак, Г. Чичерин, А. Луначарский. Кроме Москвы и Подмосковья, гости посетили Петроград и Кронштадт. Они побывали на фабриках и заводах, в военных академиях и училищах, в воинских частях, на боевых кораблях и аэродромах.

У КРАСНОАРМЕЙЦЕВ

Сохранился отчет о посещении 16 сентябри Чан Кайши и его спутниками 144-го пехотного полка Московского военного округа. Делегация осмотрела казармы, учебные помещения, красные уголки, пообедала в красноармейской столовой.

Затем был организован митинг, на котором с речью выступил Чан Кайши. Китайский гость призвал бойцов и командиров Красной Армии, покончивших с капитализмом в собственной стране, готовиться к битве с мировым империализмом.

"Мы, - заявил Чан Кайши, - тоже готовы умереть в борьбе с империализмом и капитализмом. Мы приехали сюда учиться и объединиться с вами". Он обещал красноармейцам после победы над военными силами Северного Китая "протянуть дружескую и союзническую руку, чтобы бороться вместе".

Речь Чан Кайши неоднократно прерывалась аплодисментами, во время ее полковой оркестр несколько раз исполнял "Интернационал", и все присутствовавшие стоя во весь голос пели его. Заключительные слова оратора потонули в громовом красноармейском "ура". Всю обратную дорогу из части в отведенную гостям резиденцию Чан Кайши восторгался духом Красной Армии.

ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА ИККИ

25 ноября Президиум Исполкома Коминтерна на заседании, проходившем под председательством Г. Зиновьева, заслушал сообщение Чан Кайши о деятельности Гоминьдана. В сообщении Гоминьдан был представлен как "один из мировых революционных факторов", а его революционная работа как "часть мировой революции".

Чан Кайши делал весьма оптимистические прогнозы китайской революции: "Мы надеемся, что после 3 - 5 лет работы первая стадия китайской революции - национальная революция будет успешно завершена, и как скоро это будет достигнуто, мы перейдем ко второй стадии - пропаганде коммунистических лозунгов. Тогда нее будет легче для китайского народа провести в жизнь коммунизм".

Что касается мировой революции, то Чан Кайши сказал, что ее "фундаментальной базой" гоминьдановцы считают Советскую Россию, которая должна помочь совершить революции в Германии и Китае. От имени Гоминьдана он предлагал после победы революций в этих странах создать "союз трех великих держав", опираясь на который "мы легко могли бы совершить мировую революцию, уничтожить капиталистическую систему в мире".

По итогам обсуждения сообщения Чан Кайши Президиум ИККИ принял резолюцию "О национально - освободительном движении в Китае и партии Гоминьдан", в которой указывалось на "необходимость всемерной поддержки Гоминьдана".

БЕСЕДА С ТРОЦКИМ

Во время встречи с представителем Сунь Ятсена 27 ноября Л. Троцкий подчеркивал, что для Гоминьдана важна не столько военная, сколько политическая работа. "Хорошая газета лучше, чем плохая дивизия", - говорил он.

Троцкий дал ясно понять Чан Кайши, что китайские революционеры в своей борьбе должны рассчитывать прежде всего на собственные силы. "При отсутствии в Китае сильной революционной партии и ее целенаправленной политической и пропагандистской работы, - заявил председатель Реввоенсовета СССР, - если мы даже дадим много денег, окажем военную поддержку, вы все равно ничего сделать не сможете".

Чан Кайши благодарил за советы и заверил, что Гоминьдан "постарается провести в жизнь мнение русских товарищей".

ИЗМЕНА

Из разговора с одним из ближайших соратников Сунь Ятсена - Ляо Чжункаем политический советник Гоминьдана М. Бородин вынес впечатление, что Чан Кайши "вернулся настроенным очень благожелательно к нам, преисполненным энтузиазма". По словам одного из работавших в Китае советских военных специалистов, "пребывание Чан Кайши в течение некоторого времени в Москве, знакомство с порядками в Красной Армии и ее вождями благоприятно отразились на нем".

Чан Кайши сотрудничал с китайскими коммунистами, пользовался услугами советских военных советников, среди которых выдающееся место принадлежало В. Блюхеру. Но постепенно его отношение к КПК и СССР менялось.

Правда, Чан Кайши какое-то время еще продолжал изображать из себя революционера-интернационалиста. 7 ноября 1926 г. он послал И. Сталину поздравительную телеграмму по случаю девятой годовщины Октября, высказавшись за сохранение китайско-советского союза в интересах мировой революции.

12 апреля 1927 г. Чан Кайши совершил контрреволюционный переворот. Сталин очень сокрушался, что незадолго до переворота он послал Чан Кайши свое фото с дружеской дарственной надписью.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно