Примерное время чтения: 4 минуты
162

КОНТАКТЫ. "Фонд Сороса" и перестройка

Жизнь показывает, что государство может поддерживать дружеские отношения не только с другими государствами, но и с отдельными людьми. К числу друзей СССР и советского народа можно отнести таких выдающихся людей, как американский бизнесмен А. Хаммер, экономист В. Леонтьев, пианист Ван Клайберн.

Среди них и Дж. СОРОС. Не так давно он вновь приезжал в СССР. На этот раз его визит был связан с разработкой модели "открытого сектора" советской экономики.

О жизни и идеях Сороса рассказывает профессор Л. ГОЛЬДИН.

ТРУДНО соотнести образ и деятельность Джорджа Сороса с нашими традиционными представлениями об акулах империализма, цинично попирающих в погоне за прибылью духовные ценности, нормы законности и морали.

Юный Джордж покинул Венгрию, где он родился, после второй мировой войны, учился в Лондоне, в 1956 г. переехал в США. К финансовому процветанию шел он отнюдь не путем баронов-разбойников. Сорос - классический пример делового человека нового типа, для которого важны не только результаты, но и средства их достижения.

Имеющий широкие интересы в области истории, философии, правоведения, экономики, политологии" литературы и искусства, владеющий шестью языками, включая русский, Сорос - автор бестселлера "Алхимия финансов". За 20 лет ныне двухмиллиардные активы фонда "Квантум", где Сорос управляющий и совладелец, выросли в 500 раз.

СОВЕТЫ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Разрабатывая модель "открытого сектора" советской экономики, Сорос не пытается подтолкнуть нас ни к капиталистическим моделям организации общества, ни к демонтажу государственных структур. Он осторожен в рекомендациях. Говоря о результатах перестройки, Сорос отмечает, что "Горбачев приложил все усилия к тому, чтобы сломать старую систему, и преуспел даже слишком: руководители теперь игнорируют указания сверху, и каждый преследует свои собственные цели и интересы". Сорос предупреждал об этом раньше, чем наши экономисты, парламентарии и государственные деятели заговорили в полный голос о роковых последствиях группового эгоизма предприятий и трудовых коллективов, которые, вопреки еще одному нашему стереотипу, хотя и требуют, как правило, от имени народа, но общенародный интерес пока что мало принимают во внимание.

В его рекомендациях упор сделан не на предоставление кредитов (валюта, по его мнению, скорее всего будет истрачена без толку, как это не раз бывало раньше), а на управленческую помощь западных специалистов.

В том, что касается целесообразности такой помощи для ориентации в мировом рынке, сомнений нет. Но как методы принятия решений, руководства людьми, испытанные в западной практике, "вписать" в советский хозяйственный механизм? Как смогут специалисты технотронной цивилизации что-либо компетентно посоветовать, когда дело касается производства на донаучной основе, полуфеодальных отношений и застойного мышления?

Убежден, с ума сойдет выпускник Гарварда, как и японской школы бизнеса, окажись он в кресле нашего заводского менеджера, решающего вопросы при извечном дефиците всего и вся и большей ответственности за отправку людей в колхоз, чем за внедрение технического новшества.

Что и как просчитает западный специалист по финансам, если критерий в анализе - многоликий советский рубль? В зарплате он один, в стоимости сырья - другой, оборудования отечественного - третий, импортного - четвертый, в капитальном строительстве он не таков, как в жилищном. И автор "Алхимии финансов" не сведет его к единому курсу. Можно ли при таком положении говорить всерьез о хозрасчете?

Инерционность наших общественных структур и психологии, ассоциации с развитием событий в восточноевропейских странах и в Китае убеждают: никто со стороны нас жить и работать не научит. Сорос это понимает: сам советский народ должен решать судьбу своей страны, говорит он.

Помощь перестройке "со стороны" может быть, конечно, самой разнообразной. И Сорос - один из тех, кто на практике эту помощь оказывает.

Первоочередную поддержку фонда получают новаторские экономико-управленческие и социально-культурные идеи советских авторов, учитывающие насущные потребности страны

Вот некоторые проекты, финансируемые "Культурной инициативой" фонда Сороса:

- стажировки молодых советских архитекторов и юристов в США;

- стажировки советских и американских учителей;

- экспедиции по изучению экосистем Байкала, Аральского моря;

- производство инвалидных колясок;

- культура малых народов, языки Сибири, цыганский фольклор;

- "Русская энциклопедия";

- независимая экспертиза качества услуг и товаров ("Клуб потребителей ");

- Всесоюзный банк идей;

- Фонд им. Н. И. Бухарина;

- план архитектурного возрождения Ленинакана;

- национальный парк "Троице-Лыково".

Всего им было получено около 5 тыс. предложений, из которых отобрано для реализации свыше 50 проектов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно