Примерное время чтения: 12 минут
150

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. "Я против того единства, которое отупляет..."

Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, председатель Комитета Партийного Контроля при ЦК КПСС Б. К. ПУГО отвечает на вопросы нашего корреспондента.

- Борис Карлович, первый вопрос нам подсказали читатели. Судя по почте, не все имеют четкое представление о КПК при ЦК КПСС. В одном из писем Комитет назвали "внутрипартийной прокуратурой с чрезвычайно высокими полномочиями". Чем же занимается этот орган, что непосредственно входит в сферу его деятельности?

- На этот вопрос можно ответить очень коротко. Комитет Партийного Контроля проверяет соблюдение членами и кандидатами в члены КПСС партийной дисциплины, привлекает к ответственности коммунистов, виновных в нарушении Программы и Устава партии, партийной и государственной дисциплины, а также нарушителей партийной морали. Кроме того. Комитет рассматривает апелляции на решения местных комитетов партии об исключении из партии и партийных взысканиях.

- Лаконично, конечно. И все-таки у читателей еще могут возникнуть вопросы.

- Знаете, многие представляют КПК как универсальный орган, рассматривающий практически любые вопросы. Кое-кто видит в нас и толкачей, и снабженцев, и даже последнюю инстанцию в решении чисто научных проблем.

Почему? Долгие годы существовала практика курирования партийными органами отраслей народного хозяйства. В связи с этим и Комитет Партийного Контроля контролировал работу министерств, ведомств, а подчас и отдельных предприятий. Для этого были созданы специальные контрольные группы. К чему это привело? К нам стали обращаться буквально но всем вопросам производственно-хозяйственной деятельности.

Конечно, контрольные органы партии в состоянии разобраться практически в любых нарушениях. Но они не должны брать на себя несвойственные функции, подменять народный контроль, профсоюзы, министерства и ведомства, прокуратуру. Объекты наших проверок не те или иные органы, а их руководители - члены партии.

Словом, Комитет сосредоточил внимание прежде всего на вопросах, касающихся оздоровления и жизнеспособности партии, внутрипартийной дисциплины, сплоченности и единства коммунистов.

- Кому подотчетен КПК? Обладает ли он гарантиями самостоятельной работы между съездами партии?

- Комитет Партийного Контроля работает под непосредственным руководством Центрального Комитета партии. Выспрашиваете: есть ли гарантии самостоятельной работы? О какой самостоятельности идет речь? Я бы несколько уточнил ваш вопрос: есть ли у нас возможности для того, чтобы обеспечить твердые гарантии против консерватизма, самоуправства и демагогии? Против влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику? Вот какую задачу поставила перед нами XIX Всесоюзная партконференция, предложившая создать Центральную контрольно-ревизионную комиссию, подотчетную съезду партии. Это возрождение ленинских принципов партийного контроля.

- Привлекали ли когда-либо в КПК к партийной ответственности коммунистов - членов ЦК и выше? Если нет, то каким образом осуществляется партийный контроль над ними? В контексте этого вопроса хотелось бы узнать: рассматривались ли вами обвинения прокуратуры, выдвинутые против кандидата в члены ЦК КПСС т. Смирнова?

- А как же, конечно, привлекали. Мы контролируем, как коммунисты - руководители, в .том числе и входящие в состав Центрального Комитета, выполняют распоряжения партии и правительства. За неудовлетворительную работу были наказаны заместитель Председателя Совета Министров СССР В. К. Гусев, министр лесной промышленности СССР М. И. Бусыгин, первый заместитель председателя Госплана СССР П. А. Паскарь.

Можно назвать десятки фамилий. Но хотелось бы подчеркнуть другое: смысл перестройки контрольной работы - в демократизации. Иначе говоря, контроль - это дело всей партии, каждого коммуниста. Лишь в этом случае ни одна партийная организация, ни один работник не останутся вне контроля.

Теперь о Смирнове. На наш запрос Прокуратура СССР ответила, что привлечение его к уголовной ответственности и арест стали возможны в результате фальсификации материалов уголовного дела. Другими документами мы не располагали.

- В последнее время стало известно о том, что в части уголовных преступлений оказывались замешаны и партийные работники. Однако узнаем мы об этом зачастую от работников прокуратуры, журналистов, из писем читателей. Между тем и в КПК, наверное, приходят много писем...

- Хочу сразу уточнить: мы ведем чисто партийные проверки. Уголовные преступления - это прерогатива правоохранительных органов. Но вы правы: люди должны знать тех, кто запятнал звание руководителя и партийца. Кстати, среди исключенных КПК из партии в основном работники, занимающие высокое служебное положение. Это бывшие Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Я. С. Насриддинова, заместитель председателя правления Внешторгбанка СССР Е. М. Кузьмин, председатель Государственного комитета СССР по обеспечению нефтепродуктами Т. З. Хурамшин, министр легкой промышленности РСФСР Е. Ф. Кондратьков, первый заместитель министра энергетики и электрификации СССР П. П. Фалалеев и другие.

- Участвует ли КПК в рассмотрении вопросов, связанных с упразднением незаслуженных льгот и привилегий для ряда ответственных работников аппарата партии?

- Как известно, этим вопросом занимается комиссия Верховного Совета СССР. Но и мы не в стороне. По договоренности, все письма о нарушениях принципа социальной справедливости партийными работниками комиссия пересылает в Комитет. Поверьте, меры принимаем самые строгие. Лично я против всех незаконных привилегий.

- Борис Карлович, вы не против, если в рамках нашего интервью проведем еще и блиц- интервью?

- Пожалуйста.

- Может ля сегодня коммунист добровольно покинуть партию?

- В ЦК КПСС в числе других обсуждается вопрос о возможности выхода из партии согласно поданному заявлению.

- Нет ли смысла провести "чистку" партии?

- Когда произносят слово "чистка", у меня рождаются нехорошие ассоциации.

- Работника партийного аппарата могут уволить, и он не вправе обжаловать это решение. Как вы относитесь к идее выборов партаппарата?

- Действительно, сегодня партийный работник социально не защищен и зачастую зависит от воли "первого", набирающего свою "команду". Здесь есть о чем подумать.

- В параграфе 59 Устава КПСС говорится о праве первичной парторганизации контролировать деятельность администрация.

- В ряде случаев это уже анахронизм.

- Как вы отнеслись бы к дискуссии об отмене ограничения членства в КПСС одними гражданами СССР?

- Это отвечало бы сути происходящих во всем мире интеграционных процессов.

- А теперь снова вопрос читателей: надо ли исключать из партии человека, которого обвиняют в уголовном преступлении? Вопрос не праздный, ибо после исключения из КПСС, как правило, следует освобождение от занимаемой должности со всеми вытекающими последствиями.

- Многих, видимо, вводит в заблуждение довольно расплывчатая формулировка параграфа 12 Устава КПСС: "Лица, совершившие проступки, наказуемые в уголовном порядке, исключаются из рядов КПСС". Но ведь признать человека виновным может только суд. Думаю, на очередном съезде партии в это положение будет внесена соответствующая поправка. Кстати, в ряде партий в подобных ситуациях приостанавливают членство в партии на определенный срок. Выясняется, что человек нанес ущерб авторитету партии, - его исключают. Обвинения отпали - возвращают партбилет. Впрочем, варианты могут быть разные. Главное, что нельзя отворачиваться от человека до того, как его вина доказана. Коммунист должен рассчитывать на то, что в любом, казалось бы, самом безвыходном положении у него есть надежда.

- А как вы относитесь к коммунистам, которые участвуют в различных движениях, неформальных объединениях, занимают различные позиции в межнациональных и трудовых спорах? Некоторые из них, например, высказывают мнение о создании многопартийности в стране. Согласно Уставу за все это человека можно исключить из партии, как за действия, несовместимые со званием коммуниста. Какова ваша позиция?

- Сегодня партия поощряет людей думающих, мыслящих нестандартно. А ведь еще недавно любой отход от стереотипа, малейшая непохожесть вызывали недоумение: почему, с какой стати? Разумеется, всегда легче с покорными, с теми, кто созвучен твоим желаниям и поступкам. Легче - это да, но лучше ли - это еще вопрос. И не правильнее ли будет вначале пристально вглядеться: какие цели ведут человека, какие желания им правят?

В этой связи напомню положение, записанное еще в решениях IX Всероссийской конференции: "Какие бы то ни было репрессии против товарищей за то, что они являются инакомыслящими по тем или иным вопросам, решенным партией, недопустимы".

У каждого коммуниста свой опыт. Свой уровень знаний. Свое понимание той или иной ситуации. Отсюда неизбежен разброс мнений, оценок, которые, естественно, требуют осмысления и сопоставления.

Нам нужно учиться работать с нашими сложными партнерами - неформалами, различными группами поддержки и тому подобное. Нам предстоит трудиться вместе со многими людьми, имеющими свои особые взгляды. Не отмахиваться от крайностей. Не отталкивать, не пренебрегать мнением меньшинства. Может, чья-то точка зрения и неприемлема, но не учитывать ее нельзя. Надо не конфликтовать, а работать с "крайними" - как "правыми", так и "левыми".

Вместе с тем - и в этом я глубоко убежден - право коммуниста на свободное обсуждение любых вопросов политики партии неотделимо от строжайшего соблюдения партийной дисциплины.

- То есть вы категорически против фракционности и оппозиции?

- Знаете, я против того "железного единства", которое отупляет человека, отвращает его от желания мыслить и действовать. Я за единство, когда на основе свободного сопоставления мнений вырабатывается общая программа действий. Можно критиковать программу, можно иметь альтернативную точку зрения, но если эта программа принята большинством, мы должны, говоря словами Ленина, действовать как один человек. Но и в этом случае никто никому не собирается, как говорится, накидывать платок на роток. Имеешь особое мнение - выскажи.

- Как у КПК складываются отношения с прессой? В еще недавние годы к вашей организации было не подступиться.

- На каждое заседание Комитета мы приглашаем журналистов, причем даже из местных изданий.

- Простите, но "Аргументы и факты" ни разу не приглашались.

- Исправим это. И тем не менее мы видим в журналистах своих партнеров. Наверное, это прозвучит банально, но пресса сегодня - на переднем крае перестройки. Тех, кто этого не понимает, стараемся вовремя поправить.

Приведу лишь один пример. Заместитель председателя Канибадамского горисполкома Ленинабадской области Бабаджанов устроил разнос редакции "Машьали коммунизм". За что? А за то, что "осмелились" покритиковать министра местной промышленности Таджикистана. Под давлением Бабаджанова газета была вынуждена в порядке "компенсации" поместить о министре хвалебную заметку. Стоит ли после этого удивляться, что партийные и советские органы области слабо поддерживают как газеты, так и тех, кто подвергается гонениям за вскрытые недостатки? Этому и другим фактам на Комитете была дана самая принципиальная оценка.

Но скажу и о том, что меня беспокоит. Не понимаю, как может профессионал тиражировать недоказанные обвинения, непроверенные факты? Разве будет честный, принципиальный журналист, подыгрывая массам, кого-либо обвинять до суда? Есть такое, поверьте. Между прочим, у меня претензии и к "Аргументам и фактам". Если не сократите на полосе, то выскажу их...

- Не сократим...

- В "АиФ" N 40 от 7 - 13 октября 1989 г. читаю: "Вплоть до 3 мая 1989 г. ... все обвиняемые, в том Числе и Смирнов, в присутствии руководства Прокуратуры СССР и представителей КПК при ЦК КПСС чистосердечно, хотя и не всегда в полном объеме, признавали обстоятельства дани и получения взяток". Так вот, работники КПК никогда не участвовали в допросах Смирнова. Ведь это то, против чего мы решительно боремся, - прямое вмешательство и подмена правоохранительных органов.

- Процитированные вами слова действительно опубликованы в "АиФ", но принадлежат они не журналисту, а народному депутату СССР Н. А. Струкову, одному из сопредседателей комиссии Съезда народных депутатов по проверке материалов, связанных с деятельностью следственной группы, возглавляемой Т. Х. Гдляном. Не доверять комиссии у нас не было оснований.

Борис Карлович, наших читателей тревожит, что, сталкиваясь с безответственными заявлениями националистического характера, некоторые рядовые коммунисты, да и партийные работники откровенно пасуют.

- К сожалению, есть такие факты. И я бы добавил, что подчас отдельные партийные работники идут на поводу откровенно националистических настроений.

Сегодня коммунистам - разумеется, это относится и к органам партийного контроля - нужно быть особенно зоркими, нужно отчетливо видеть грань, которая отделяет национальное достоинство от национализма, будь он, говоря словами Ленина, "самый "справедливый", "чистенький", тонкий и цивилизованный".

Скажу откровенно, никак нельзя оправдать тех членов партии, которые поддерживают людей, подталкивающих братские народы к разъединению. В конечном счете соглашательство и заигрывание настоящего политического авторитета еще никому не приносили. Очень точно сказал Михаил Сергеевич Горбачев: "Теряет авторитет тот, кто сползает с принципиальных позиций". С теми, кто разжигает межнациональную вражду, будем бороться самым решительным образом, вплоть до исключения из партии и привлечения к уголовной ответственности.

- А как быть с участием коммунистов в забастовках? Ведь многие из требований, к примеру, шахтеров были справедливы.

- Но ведь были и такие заявления: разогнать кооператоров, отменить штрафы предприятиям за порчу окружающей среды и т. д. В этих ситуациях коммунист должен искать разумные компромиссы. Быть выше узко понимаемых интересов. Вот чего ждут от него.

- Сегодня народные движения высвечивают новых людей. Многие из них пользуются широкой известностью. Как вы относитесь к такому явлению, как популизм?

- Если можно, я процитирую слова из Евангелия: "Горе вам, если все люди хорошо говорят о вас, ибо так поступали их отцы с ложными пророками". Скажите, это вам ничего не напоминает?

Меня сильнее тревожит другое - как много компетентных, одаренных и, я бы сказал, сильных людей не хотят брать на себя ответственность, функции управления. А в итоге к руководству приходят подчас весьма посредственные люди.

- Да, уж наша страна натерпелась от серых и посредственных руководителей. Но будем надеяться, что ускорение перестройки, демократизации подвинет одаренных людей взять на себя ответственность. Насколько активно пойдет этот процесс, покажут выборы народных депутатов и делегатов XXVIII съезда КПСС. Вы согласны с этим?

- Да, предстоящие выборы, я уверен, помогут найти новых лидеров.

Беседу вел Н. ВИТЯЗЕВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно