Примерное время чтения: 10 минут
93

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Молодежь в обществе

На эту тему наш корреспондент И. ЛАРИНА беседует с заместителем заведующего Идеологическим отделом ЦК КПСС доктором исторических наук В. РЯБОВЫМ.

- Чем занимается подотдел проблем обучения и воспитания молодежи, который вы возглавляете; вы считаете, что оправдываете свое существование? Не получилось ли так, что в вашем отделе работают те же люди, что и в расформированном Отделе науки и учебных заведений?

- В подотделе работает 20 человек, тогда как раньше в бывшем Отделе науки и учебных заведений работало 75. Из прошлого состава осталось только девять человек.

Отдел обновился за счет специалистов по молодежным проблемам. Скажем, у нас работает много бывших учителей, бывший ректор одного из московских педагогических институтов В. Никитин, бывший замминистра просвещения РСФСР Г. Кузнецов. Я сам был ректором педагогического института в Куйбышеве, а затем - ректором Куйбышевского университета.

Мы в основном занимаемся анализом проблем народного образования, общественно - политических процессов в молодежной среде, изучаем общественное мнение. Для этого используем данные Института социологии АН СССР, ВЦИОМа, социологических лабораторий вузов, службы Гособразования СССР.

Я бы сказал, что мы заняты поиском, принципов, критериев отношения партии к молодежи.

- Вы считаете себя человеком прогрессивным? Каковы вообще ваши установки в области образования?

- Скорее я человек здравого смысла. В принципе я не приемлю терминов - левый, правый, консерватор, радикал. Нет людей, чье мировоззрение было бы статичным, не менялось бы - каждый из нас находится в развитии, так же как и его воззрения. Думаю, что в обществе сейчас важна философская и идеологическая умеренность, утверждение терпимости.

На данный момент я считаю проблемой Номер один низкую интеллектуализацию нашего общества. Это произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа интеллектуального труда в системе экономических отношений. До сих пор мы еще не осознали, что образование первично для судеб страны и перестройки.

Существует шкала ЮНЕСКО, по которой определяется показатель интеллектуализации общества. По классификации ЮНЕСКО мы занимаем 39-е место по количеству студентов на 10 тыс. населения. Мы также отстаем по числу нобелевских лауреатов - у нас их единицы, тогда как на Западе - десятки.

Могу привести и такой факт - за последние 20 лет в стране не было защищено ни одной докторской диссертации человеком в возрасте до 30 лет.

Хотя дело не столько в количестве, сколько в качестве. Мы утеряли гуманитарное образование в самом широком смысле слова, но приобрели голый технократизм в самом дурном смысле этого слова - ведь "нормальный", разумный технократ не может принимать решения, не учитывая, скажем, его экологических последствий, а наши технократы это делают с размахом.

Видимо, необходима гуманизация образования. Скажем, в США, Англии в технических вузах объем гуманитарных наук доходит до 30%, тогда как в наших - до 12%. Не говорю уже о том, что американцы, к примеру, готовят не более 15% кадров с инженерно-техническим образованием, а мы - свыше 40%.

Проблема качества образования напрямую связана и с тем, что наши студенты пока не имеют возможности обучаться за рубежом. В нашей стране учится 120 тыс. иностранцев, в основном из стран "третьего мира", а сами обучаем за рубежом единицы, хотя даже в 30-е годы в европейских университетах получало образование куда больше наших соотечественников, среди них П. Капица. На многих из них и сейчас зиждется отечественная наука.

Наука ненациональна, и мы сами наносили себе ущерб тем, что не хотели интегрироваться в мировую науку. Между тем по этому, пути идут Япония, Китай, идет весь мир.

Еще одна наша беда в том, что у нас отсутствует "элитарная" подготовка на индивидуальной основе. Скажем, можно было бы, используя мощнейший потенциал МГУ, перевести его в основном на подготовку аспирантов и докторантов, как это делается в ряде университетов на Западе.

Вообще надо подумать о том, чтобы высшее образование было бы у нас двух типов - образование для получения профессии и образование "для личности". Скажем, домохозяйка хочет получить педагогическое образование для себя, чтобы воспитывать детей, - надо предоставить ей такую возможность, хотя она и не будет работать по специальности; ведь дети - это богатство общества.

А в принципе реформа высшего образования должна быть вписана в новую экономическую реформу. Я имею в виду адресную - по заказам, договорам - подготовку специалистов с оплатой со стороны предприятий, организаций.

- Настолько ли прогрессивна ваша политика, насколько прогрессивны установки? Что вы конкретно делаете во благо молодежи?

- При нашем участии готовились все наиболее существенные документы по перестройке высшей и средней школы.

Мы сотрудничаем со многими педагогами - новаторами, в том числе с теми, кто раньше обходил стороной бывший Отдел науки. Скажем, во Всесоюзном семинаре-совещании заместителей заведующих идеологическими отделами участвовали В. Шаталов, М. Щетинин, В. Караковский, Н. Палтышев и другие.

В подотделе работает семинар по теории и практике средней школы. На нем недавно была проведена дискуссия с участниками временного научно - исследовательского коллектива (ВНИКа), возглавляемого Э. Днепровым. Раньше в этих стенах с ним тоже боролись. Мы же, напротив, считаем, что концепция общего среднего образования ВНИКа идет дальше, чем та, которая была предложена от лица Гособразования СССР.

Мы включаем в орбиту нашей деятельности не только ученых (а недавно при Идеологическом отделе создан Научный совет по проблемам молодежной политики), но и журналистов "Правды", "Учительской газеты", "Комсомолки", других изданий.

В ближайшее время намечаем провести так называемую "деловую игру". В Подмосковье соберется 70 специалистов по молодежным проблемам, с тем чтобы провести своего рода мозговую атаку по вопросам молодежной политики.

Вместе с учеными АН СССР, Гособразованием СССР занимаемся проблемами перестройки общественных наук. Результат этой деятельности - новая концепция перестройки общественных наук, благодаря которой в вузах вводятся многие новые гуманитарные предметы - социология, политология, социальная психология, история и теория религии и атеизма, история мировой культуры; изменилось содержание курсов философии и политэкономии. Введены такие новые курсы, как политическая история, проблемы теории современного социализма.

Или другой пример. Мы долгое время настаивали на том, чтобы было принято решение об отсрочке студентов от службы в армии, хотя отношение к этому проекту со стороны Министерства обороны было отрицательным. Теперь изучаем вопрос о постепенном переходе к добровольному обучению на военной кафедре, как это делается во многих странах.

- Вы говорили о том, что нашему обществу больше всего не хватает терпимости. Но есть ли такая терпимость в отношениях между партией и комсомолом? Когда я летом была в Литве и беседовала с А. Мацайтисом, лидером литовских комсомольцев, он говорил, что испытывает давление со стороны ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС, негативно оценивших выход литовского комсомола из ВЛКСМ.

- ЦК КПСС против федеративного устройства компартии и выхода из ее состава Компартии Литвы (М. С. Горбачев оценил такую перспективу как удар по перестройке). Вопрос же о выходе какой-либо республиканской организации из состава комсомола - это дело ЦК ВЛКСМ; последний пленум ЦК ВЛКСМ дал свою оценку этому процессу.

Что же касается моей точки зрения, то я уверен, что в результате такого шага литовский комсомол утеряет свое единство, и, возможно, на его месте образуется множество организаций. Но это, подчеркиваю, проблема самого комсомола, давление и прямое вмешательство в его дела сегодня исключены, как бы ни относилась партия к тем или иным его решениям.

- Насколько мне известно, вы принимали участие в недавнем Всесоюзном студенческом форуме. Можете ли вы сказать, что не пытались повлиять на ход событий и содержание документов, принятых на форуме?

- Во-первых, на форуме присутствовали только те, кого пригласили сами студенты. Перед началом форума студенты обратились в наш подотдел с просьбой устроить встречи делегатов с высшим руководством страны. Эти встречи, как известно, состоялись.

На этом наша роль, пожалуй, закончилась, также не пытался давить на студентов и руководитель Гособразования СССР Г. Ягодин, хотя мог бы, когда страсти накалялись, воспользоваться своим авторитетом. Любая навязанная идея, которую человек не пропустил через себя, в конечном счете все равно себя дискредитирует. Поэтому мы считаем, что студент не должен быть объектом давления и принудительного воспитания; это прежде всего субъект, разумный человек.

На форуме был, например, поднят вопрос об отмене 6-й и 7-й статей Конституции. Студенты предложили свою, вполне разумную формулировку, которая вошла в политическую декларацию форума: "Предусмотреть в новой редакции Конституции правовые гарантии развития политического плюрализма. Исключить статьи, закрепляющие особое положение партий и общественных организаций".

Был поднят также вопрос о русском языке как общегосударственном. Форум проголосовал за эту формулировку, но значительная часть делегатов была против, особенно делегаты из Прибалтики. Поскольку прибалтийская делегация в знак протеста могла покинуть форум, студенты нашли компромиссное решение, и вопрос о языке был изъят из политической декларации. Так что здравый смысл победил на форуме и без давления извне.

- Поскольку вы занимаетесь молодежными проблемами, вы неизбежно должны были бы столкнуться с проблемами неформального движения. Вы лично общаетесь с неформалами? Я знаю, что некоторые из них - например, политклуб "Демократическая перестройка" - посылают в ЦК свои разработки, варианты решения наиболее острых общественных проблем. Вы никогда не пытались использовать в своей работе разработки неформалов?

- Когда я бываю в учебных коллективах, в командировках, то общаюсь в том числе и с неформалами. На студенческом форуме, например, мы вели дискуссии с представителями ДС из Казани, участниками народных фронтов, "Саюдиса".

Что касается программ политклубов и разных объединений, то, к примеру, недавно в ЦК КПСС состоялся "круглый стол" на тему "Неформальные объединения в СССР". На нем были проанализированы программы и основные идеи разных движений, включая и "Память".

- А как вы лично относитесь к "Памяти" и к тому, что на Кремлевской площади прошел санкционированный властями митинг этой организации?

- На самом деле митинг на Красной площади не был санкционирован. Лидеры московской "Памяти" обратились в Моссовет с просьбой о возложении цветов к могиле Неизвестного солдата, и им было сказано, что для этого разрешения не требуется. Этот предлог был использован для проведения несанкционированного митинга.

В отношении "Памяти" могу сказать, что это течение неоднородное, противоречивое: часть его участников занята возрождением нашего культурного наследия, и это можно приветствовать. Что же касается Д. Васильева и тех, кто его поддерживает, то они действительно разжигают национальную вражду, и я не приемлю того, что им предоставляют телевизионную трибуну.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно