Примерное время чтения: 8 минут
75

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (17.11.1989)

Как спасти наличный рубль

ФИНАНСОВАЯ система страны стонет под гнетом растущей денежной массы.

Чтобы найти верный выход из создавшегося положения, прежде всего необходимо понять, откуда берутся эти лишние, незаработанные деньги. До реформы каждому предприятию был установлен фонд заработной платы, в пределах которого Госбанк и выделял наличность. Но параллельно существовала иная валюта - так называемый безналичный рубль, с помощью которого государственные предприятия вели расчеты между собой. Поскольку отношения между предприятиями были лишь условно-коммерческими, то и безналичные рубли выполняли лишь условно-учетную функцию. Их астрономическое количество, несопоставимость с реальной стоимостью государственного имущества и неконвертируемость по отношению к наличным рублям никого особенно не волновали.

Реформа дала хозрасчетным предприятиям новое право - переводить деньги с безналичных счетов в наличные в соответствии с нормативами заработной платы и фонда материального поощрения (первая модель хозрасчета) или единого фонда оплаты труда (вторая модель). При этом немедленно сработал эффект внутренней неконвертируемости рубля - пошла перекачка дешевых безналичных денег в наличные.

Хочу предложить единственный, на мой взгляд, способ, который позволит перекрыть кран этого насоса. Во все времена единственным эффективным средством борьбы с инфляцией была девальвация. Вот и нужно провести такое сокращение стоимости безналичного рубля по отношению к научному. То есть в 5-7 раз срезать все безналичные счета предприятий, организаций и ведомств в Промстройбанке. Допускаю, что многим предприятиям даже на зарплату не хватит, - что ж, придется пожить в кредит. Какое-то предприятие разорится. Только в редких случаях его следует поддержать за счет госбюджета.

А побочные результаты? Дефицит безналичных денег приведет к борьбе за заказчика - отсюда рост производительности и качества договорных работ, снижение договорных цен. Из-за отсутствия безналичных денег прекратится финансирование многих дорогостоящих строек, проектов и проч. Наконец, исчезнет спекуляция на рынке "рубль безналичный - рубль наличный".

Девальвация - мера жесткая и, несомненно, вынужденная. Но ее проводят однажды. Не согласимся мы сегодня на девальвацию безналичного рубля, ограничимся полумерами - не придем ли завтра к девальвации рубля наличного, что гораздо страшнее?!

А. Комиссар, кандидат технических наук, Москва.

* * *

Пустые кресла

ЕЖЕДНЕВНО на заседаниях - Верховного Совета отсутствует 150 и более депутатов. Такая же картина была и на первой, весенней сессии. Отсутствовали тогда и отсутствуют сейчас одни и те же депутаты - совмещающие, "как правило", членство в Верховном Совете с другой деятельностью. Иногда едва набирались необходимые для принятия решений 2/3 голосов.

Во всех парламентах мира предусмотрены наказания для депутатов-прогульщиков, иногда очень суровые. Полагаю, что уже на втором Съезде народных депутатов необходимо произвести ротацию: не менее ста "мертвых душ" вывести из состава Верховного Совета (коль скоро у них есть дела более важные, чем заседания в Верховном Совете) и избрать на их место других народных депутатов из числа активно участвующих в работе комиссий и заседаниях Верховного Совета.

В. Помазов, Серпухов.

* * *

Ока - в опасности

НА ПРОТЯЖЕНИИ 204 километров протекает Ока по Московской области. Проблемами реки и ее бассейна активно занимается экологическая экспедиция "Ока". Одно из главных бедствий реки то, что из нее вынуты тысячи тонн грунта. Ежедневно только земснаряд, расположенный в одной из точек побережья Каширского района, выдает на вывоз по 2 тысячи кубометров песка и 300 кубометров щебня.

По-прежнему от Каширы до Серпухова по Оке ходят быстроходные суда, которые вымывают мальков и водоросли на берег. В свое время каширская районная газета при поддержке "Правды" добилась снятия этих судов с маршрута, однако передышка была недолгой. А впрочем, фактически ее и не было: ведь по Оке плавают огромные баржи с мощными речными толкачами, которые разгоняют рыбу.

Постоянными компонентами окской воды стали нитраты, нитриты и аммиак, особенно велико загрязнение аммиаком, превышающее "предельно допустимые концентрации по нормам 1975 г. в 64 раза, и этому есть свои причины. Как сообщили луховицкие журналисты, по берегам Оки расположено множество летних животноводческих лагерей и стоянок, стоки от которых стекают в реку. Гибнет рыба, и заполняются порой шлюзы под Белоомутом тоннами погибшего судака и стерляди. И это при наших рыбных дефицитах!

Настораживает и тот факт, что Минздрав СССР в 1988 г. "изобрел способ" борьбы с аммиаком и азотистыми соединениями, согласно коему предельно допустимая концентрация повышается чуть ли не в сорок раз. Теперь то, чем раньше пугали, станет нормой.

Как сообщалось в ряде подмосковных районных газет, свой вклад в "борьбу" с Окой вносят и агрономические службы сельскохозяйственных предприятий. В основном пойма распахана до самого уреза воды, при этом уничтожается прибрежная растительность, "Человек неразумный" заставляет реку отступать. Берега Оки изобилуют оползнями, дно реки в некоторых местах обнажается на 25-30 метров. Вот один пример бездумной деятельности человека: возле села Дединово Луховицкого района работники Мосподводстроя летом 1987 г. разобрали подводную дамбу, сооруженную предками более 150 лет назад для улучшения судоходства...

Обеспокоены подмосковные журналисты и состоянием малых рек, которые несут свои воды в Оку. У притоков те же болезни, что и у Оки. Большинство из них отравлено сточными водами предприятий, выполняют роль канализационных труб. Сюда стекают минеральные удобрения с полей, навоз с ферм. На малых реках возводятся сооружения, нарушающие гидрологический режим. Порой и сами жители засоряют их бытовыми отходами. Но главное сегодня увидеть комплекс проблем, которые нужно решать в первую очередь.

Равнодушие ведомств, эксплуатирующих Оку, равнодушие руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий - все они задают, конечно, тон - в соединении с равнодушием жителей Московской области губит реку- работницу, реку-кормилицу. Думается, что так обстоит дело не только в Московской, но и во всех областях, по которым протекает Ока. Тревожные сигналы идут отовсюду.

А. Кравцов, член СП СССР, А. Гришина, член СЖ СССР, участники экологической экспедиции "Ока".

* * *

Хочу сменить профессию

ОКОНЧИЛА ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ. Решила поступить в лесотехнический на заочный факультет. Оттуда мне сообщили - не примут, поскольку я работаю не по специальности. Но, товарищи, позволить себе такую роскошь, как уйти с завода, где у меня оклад 150 рублей, плюс премии, чтобы поступить на заочный? У меня же семья, и ее кормить надо. И мучиться на нелюбимой работе не хочу. Мне 27 лет. Да, ошиблась в выборе профессии. Но я имею желание и силы заняться делом по душе. От этого и государству лучше. Я согласна даже не на высшее, а на среднее специальное образование...

Л. Максименко, Ижевск.

Письмо комментирует зам. начальника Главного учебно- методического управления высшего образования Госкомобразования СССР Ю. ТАТУР.

На заочное обучение в технические вузы страны принимаются лица, работающие по профилю избранной специальности, поскольку учебные планы их связаны с производством.

Там же, где связь учебного процесса с производственной деятельностью слабее (это гуманитарные специальности: "Философия", "История", "Театроведение" и др.), люди принимаются независимо от профиля их работы.

Возможность получить вторую специальность предоставляется лицам- в том случае, если об этом ходатайствует предприятие или учреждение, в котором они работают (при наличии стажа работы не менее трех лет после окончания дневного вуза). Такая же возможность предоставляется всем, кто или по состоянию здоровья не может работать по прежней специальности, или не может получить работу по профилю там, где он живет.

И все же почему существуют ограничения для получения второй специальности? В 1988 г. в вузы не смогли поступить около 800 тыс. желающих получить первое высшее образование. Часть из них оказалась не готова к учебе в вузе, но основная причина - ограниченное число мест в институтах. Иначе говоря, общество финансирует сегодня высшее образование, в первую очередь исходя из потребностей производства в специалистах. Полностью удовлетворить потребности личности оно пока не в состоянии.

Что можно посоветовать Л. Максименко и другим, оказавшимся в ее положении? Перейти на ту работу, которая кажется по душе. Убедиться, что не ошиблись. А затем повышать свою квалификацию, обучаясь в соответствующем учебном заведении.

И последнее. Для заочного обучения в техникумах работа по специальности не требуется.

Подготовила В. РОМАНОВА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно