Примерное время чтения: 6 минут
67

В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ В СТРАНЕ БЫЛО 1,5 МЛН. ВАКАНСИЙ. Без работы среди моря работы

Наш корреспондент Т. ЦЫБА беседует с заместителем начальника Управления трудовых ресурсов и занятости Госкомтруда СССР Е. АФАНАСЬЕВЫМ.

- Евгений Алексеевич, официального статуса "безработный" у нас нет. Многие считают, что стоит его ввести, как тысячи людей выстроятся в очереди за пособиями. Пойдем ли мы на это?

- Классическая безработица, согласно положению Международной организации труда (МОТ), это когда человек хочет работать, может работать, но нет рабочих мест. Правда, многие страны вносят в это положение свои поправки. Например, одна из соцстран внесла такую: человек не может считаться безработным, если в округе, который исчисляется 1,5 часа езды на автобусе, нет рабочих мест. Другими словами, не оговаривается, что работа должна предоставляться человеку непосредственно там, где он живет. В США, например, работа за сотни километров вообще не считается чем-то особенным. У нас категорию безработных, если мы на это пойдем, нужно будет рассматривать применительно к нашим условиям, соотнося с нашим уровнем жизни. Необходимо учитывать огромную территорию, транспортную доступность, состояние автомобильных дорог, и т. д. Сейчас же мы оперируем таким понятием, как временная незанятость. Вот о ней и будем говорить.

Она связана главным образом со структурной перестройкой, перераспределением рабочей силы, внедрением новых методов хозяйствования, необходимостью переподготовки. Сейчас нормативно определена временная незанятость до 3-х месяцев. Высвобождаемым выплачивается средняя зарплата или пособие, называйте, как хотите. Вероятно, такой порядок будет и в дальнейшем, хотя возможно увеличение этого срока до 6 месяцев.

- А если и за это время человек не сумеет устроиться на работу?

- Чтобы этого не произошло, надо постоянно регулировать равновесие между спросом и предложением.

- Спрос и предложение возможны при наличии полноценного рынка труда, а у нас его нет. Рабочую силу мы не считаем товаром. Как и кто будет это регулировать? Общественная система трудоустройства?

- Нам предстоит многое продумать, чтобы создать действенный механизм рынка труда. Например, в Финляндии регуляторами рынка являются соглашательские комиссии. Мы заканчиваем работу над проектом программы занятости населения, где этот механизм будет предложен. Сейчас эти функции выполняет общегосударственная система трудоустройства.

У нас существует 812 центров трудоустройства и более 2 тысяч бюро или филиалов. Но ведь работники центров и бюро не создают рабочие места...

Одно "индустриальное" рабочее место стоит около 30 тысяч. По самым скромным подсчетам, чтобы трудоустроить 50 тыс. человек, нужно около миллиарда рублей. Поэтому считать, что эта проблема будет решена в регионах, где нет рабочих мест, службами трудоустройства ошибочно.

Я лично вижу выход в экономической реформе, в региональном хозрасчете, самофинансировании.

- В Москве имеется около 112 тыс. вакантных рабочих мест и более 14 тыс. должностей для специалистов и служащих. В то же время многие оказались без работы среди моря вакансий.

- А в целом по стране, по данным органов трудоустройства, на первое полугодие 1,5 млн. вакансий. Свободные места предъявляют требования к определенной профессии, квалификации. Неэффективность нашей службы занятости заключена в том, что у нее нет хорошей системы переподготовки.

- Сейчас идет реорганизация предприятий, ведомств в связи с переходом на хозрасчет, некоторые из них ликвидируются. Как это сказывается на судьбах людей?

- Численность занятых в отраслях материального производства сократилась почти на миллион человек. А в непроизводственной сфере - на 300 тысяч увеличилась.

Нужно помнить, что каждый из нас может оказаться "высвобожденным". Например, с сокращением капитальных вложений будут резко сокращаться мощности строительных организаций. Это отразится на людях, ведь строительство было гигантским потребителем рабочей силы.

- То есть, скоро появится огромный резерв свободных рук, а вместе с тем мы уже привлекаем иностранных рабочих.

- Действительно, сейчас на Дальнем Востоке работают китайцы, вьетнамцы. Всего иностранных рабочих в стране трудится больше 100 тысяч.

Конечно, при этом дефицит рабочих мест увеличивается. Зачем же мы их в таком случае приглашаем? Например, приезжает 100 иностранных рабочих, чтобы за полгода "пустить" кирпичный завод. Будет завод, будет кирпич, развернется социальное строительство, можно будет предоставить нашим людям работу.

Сейчас предприятия самостоятельно выходят на внешний экономический рынок, и если им нужно срочно возвести объект, они получают лицензию и приглашают иностранцев. Никто не контролирует, как они с ними рассчитываются. Часто натурой: лесом, икрой, машинами, механизмами...

Теоретически на рынке труда появились конкуренты, а практически это не так, ведь наши не едут работать в столь отдаленные места, даже за большие деньги.

- В таком случае и наши рабочие должны иметь возможность выехать за границу, чтобы работать?

- Нужны нормативные акты экспорта рабочей силы. Мы хотим ввести эти вопросы в Закон о занятости. Чтобы не получилась такая ситуация, как с эстонцами, выехавшими на работу в Финляндию. Их заработки оказались гораздо меньше, чем у местных рабочих, что создало трудную ситуацию. Должна быть социальная защищенность наших граждан.

- Среди незанятого населения, особенно в республиках Средней Азии, много женщин. В Таджикистане 94%, Туркмении 98%, в Киргизии абсолютное большинство. Так ли уж необходимо привлекать их в сферу производственного труда, ведь это, как правило, многодетные матери?

- Я думаю, что женщин, занятых воспитанием детей, мы не должны рассматривать в качестве резерва рабочей силы, они и так выполняют важную общественную функцию.

- В Средней Азии 3 млн. человек при определенных условиях могли бы трудиться на производстве. За первое же полугодие 1989 г. работу получили только 200 тысяч. Где же выход?

- Средняя Азия - регион особый, тут масса нюансов, традиций, население растет очень быстро.

Перед агропромышленным комплексом ставится вопрос об отходе от производства монокультур в этих республиках. Далее. Необходимо создавать на селе филиалы промышленных предприятий, скажем, по переработке сельхозпродуктов. Активней использовать гибкие формы занятости: работу на дому, неполный рабочий день.

Комитет предложил специальные меры экономического стимулирования: почти не брать плату (за трудовые ресурсы) за тех, кто занят гибкими формами труда. Предприятия на хозрасчете, они стремятся быть рентабельными, а мы им предлагаем принять молодежь, женщин с детьми, амнистируемых. Большинство предприятий готовы дать средства местным Советам с тем, чтобы они создавали комбинаты надомного труда, специализированные предприятия, производственные школьные объединения, типа московской "Чайки".

Я думаю, что местные Советы должны дать возможность предприятиям повысить свою рентабельность, освободив их от забот о трудоустройстве подростков, женщин.

РАСЧЕТ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СРЕДНЕМ ЗА 1988 г. ПО СССР

* мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 лет.

По данным Госкомстата СССР

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно