aif.ru counter
14.10.1989 00:00
55

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (13.10.1989)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 14/10/1989

Когда стены не берегут

ПО ОМСКУ прокатился слух о неблагополучной радиационной обстановке в городе, о том, что стены жилых домов - якобы источник повышенной радиации.

Расследование по слухам провела "Строительная газета".

Как выяснилось, для изготовления бетонных конструкций на местном ДСК использовался щебень Макинского карьера Целиноградской области. Это месторождение имеет в своем составе более 92% щебня повышенной радиоактивности, который может быть использован только на дорогах и в промстроительстве. Причем впервые классификация стройматериалов по радиоактивности с соответствующим разграничением сфер применения введена у нас только в 1976 г.

В Омской области с ним и сейчас особенно не считаются - идеальный в плане радиационной экологии щебень использовался как раз на строительстве дорог, а не жилых домов.

После выхода статьи в "Строительной газете" была наконец создана комиссия по контролю за радиационной обстановкой, состоялось заседание облисполкома.

Первую проверку гамма-фона в зданиях, построенных в последние годы, вынуждены были отложить. Выяснилось, что Омский центр стандартизации и метрологии фальсифицировал настройку приборов. Только через месяц были сняты достоверные показания. Дозиметристы прошли по этажам строящегося дома. У потолка прибор показывал 38, у пола - 34 микрорентгена в час. В детском комбинате: в спальной комнате - 26, в музыкально-спортивном зале - до 30, в бассейне - 36 - 38 микрорентген в час. Кроме того, дочерний продукт урана - радий-226 - выделяет радиоактивный газ радон, который дает дополнительную дозу облучения.

И в доме, и в детском комбинате радиоактивность в 3 - 3,5 раза выше естественного фона, от которого и должны были нас защищать железобетонные детали домов.

Любопытный факт: в здании, где расположен комитет по охране природы (и его председатель), приборы показали 12 микрорентген в час. Втрое меньше, чем в детском комбинате. Вот что значит постройка без применения макинского щебня.

Сейчас в редакцию газеты "Вечерний Омск" приходят десятки писем: "Что делать? Куда переселяться?". Сиюминутной угрозы жизни от такого уровня радиации нет. Но самая малая доза увеличивает опасность онкологических заболеваний, дополнительная - еще в большей степени.

Понятно, что в один день не переселить всех в безопасные дома. Но отказаться от использования щебня из Макинского карьера и не увеличивать число квартир "повышенного риска" необходимо уже сегодня. Все организационные вопросы можно было бы полностью решить в течение месяца. Но областное руководство заняло выжидательную позицию. Известно, что любое необоснованное облучение человека запрещено законодательством. В Омске об этом предпочитают не думать. Щебень с Макинского карьера используется на строительстве жилья и по сей день.

С. Комаровских. Омск

* * *

Концы в воду

О НЕХВАТКЕ бумаги для издания книг и печатания газет говорится очень много. В связи с этим хочу рассказать о своем "преступном" прошлом. Работая на транспортных судах Министерства рыбного хозяйства вторым (грузовым) помощником, я был ответственным за перевозку всех грузов, и в том числе так называемой гофротары. То есть из порта на промысел для рыбаков возил картонные короба, в которые упаковывают мороженую рыбу. Занимая эту должность, я вместе с подчиненными мне матросами выкинул за борт в море тонны этой гофротары, не могу точно сказать сколько, может быть, сто, а может, и тысячу тонн. То есть занимался многократным вредительством: загрязнял океан, уничтожал макулатуру и принимал лишний груз в трюмы. Мое многолетнее сопротивление этому преступлению ни к чему не привело - в одиночку систему не сломать. А объяснение тому очень простое. Министерство некогда подписало договор и технические условия с предприятиями - поставщиками гофротары, в том числе и зарубежными. В них оговорены поставки тары с прокладками. То же самое министерство одновременно в своих технических условиях запретило их употреблять. Заводы выполняют договор, промысловики же - тару в море. ТУ обязывают порт грузить на борт транспортов заведомо ненужные прокладки, промысловики категорически отказываются их брать - на промысловом судне каждый квадратный метр на учете, хранить макулатуру негде. В порту никто ее не принимает.

То же можно сказать и о всех других видах вторсырья: годами невозможно сдать газеты и журналы, стеклотару, цветные металлы и т. д. Затраты на сдачу любого вторсырья многократно превышают доход. Мы в буквальном, а не переносном смысле ходим по деньгам и остаемся бедными. Давно пора выработать экономический механизм, который бы заинтересовал в сохранении и сборе вторсырья. Может, объявить такой конкурс?

Н. Андрющенко, штурман дальнего плавания

* * *

Цена страховки

ПОСЛЕ АВИАЦИОННОЙ КАТАСТРОФЫ родственникам погибшего выплачивают 1000 руб. Почему наше государство остановилось именно на этой сумме? Видимо, это цена человеческой жизни.

Некоторая статистика, известная мне.

В 1988 г. Аэрофлот перевез (из доклада министра гражданской авиации на сессии Верховного Совета СССР при его назначении на должность) 125 млн. пассажиров.

Страховой сбор при приобретении авиабилета с каждого пассажира взимается в размере 50 коп. сверх стоимости билета. Значит, в 1988 г. помимо стоимости билета с авиапассажиров было получено дополнительно 0,5 руб. х 125 млн. = 62,5 млн. руб.

По некоторым данным, при авиакатастрофах в гражданской авиации мира ежегодно погибает около 1700 человек. Предположим завышенную цифру для СССР - 1000 человек. С учетом того, что за каждого погибшего при авиакатастрофах возмещается ущерб в размере 1000 руб., всего за погибших при авиакатастрофах выплачивается в год 1 млн. руб. Вопрос: а где же остальные 61,5 млн. руб., полученные с авиапассажиров при приобретении билетов в качестве страхового сбора?

Несложный расчет показывает, что при среднемесячной заработной плате 300 руб. (со всеми премиальными, другими выплатами) за год зарплата составит 3600 руб. 30-летний пассажир до пенсионного возраста мог бы заработать 3600 х 30 = 108000 руб. Именно эту сумму теряют родственники погибшего, а не ту несчастную тысячу, которую они получают в настоящее время. Налицо несправедливость времен застоя, которую требуется устранить в ближайшее время.

Как известно из некоторых источников, при гибели авиапассажира в США родственникам погибшего выплачивают 600 - 800 тыс. долларов!

С. Акулов, с. Туруханск. Красноярский край

* * *

Ржавчина от инструкции

Я ЖИВУ в Винницкой области, работаю на селе учителем. Родственница купила для меня в Мурманске мотоцикл, сняла его с техучета, переправила мне. Прошло уже три года. Я все еще хожу пешком, а мотоцикл ржавеет в сарае. И все потому, что в техпаспорте есть запись: "Продажа допустима в пределах РСФСР", на которую родственница не обратила внимания. В автосалоне Винницы отказываются оформить на меня документы о покупке, ссылаясь на действующую инструкцию о купле-продаже: мешает та злополучная запись. Что делать? Везти мотоцикл багажом в Россию и переоформлять документы?

Известно, что Венгрия и Австрия открыли свои границы для блага обеих стран, а мы искусственно воздвигаем барьеры, мешающие нашему общению. Где же "союз нерушимый республик свободных"?

В. Репинский, Винницкая обл.

* * *

"Дом, который..."

В N 26 "АиФ" я прочитал - заметку строителей СМУ-201 г. Москвы "Дом, который...". Ее авторы (51 человек), на мой взгляд, совершенно справедливо критиковали работников Управления делами ЦК КПСС за строительство в центре Москвы роскошного дома для "элиты", в то время как еще множество людей живет в коммуналках. Какова же судьба этого дома?

Г. Перетягин, г. Яранск, Кировская обл.

Редакция получила большое количество откликов на заметку "Дом, который...". Все эти письма читателей были отправлены в Управление делами ЦК КПСС.

Заведующий сектором капитального строительства Управления делами ЦК КПСС Е. А. Воронов сообщил, что дом по ул. Сивцев Вражек, 20/22, о котором шла речь, передан Президиуму Верховного Совета СССР как служебная жилая площадь для временного проживания (типа гостиницы) народных депутатов СССР.

Встроенный в дом детский сад предназначался райисполкому. Он уже сдан в эксплуатацию и в этом месяце примет детей Киевского района. О реальных жильцах этого дома мы еще расскажем нашим читателям.

Подготовила В. РОМАНОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество