aif.ru counter
30.09.1989 00:00
46

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. О ЮСИА - из первых уст

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 30/09/1989

1 августа 1953 г., в самый разгар "холодной войны", было создано Информационное агентство США (ЮСИА), главной целью которого являлось формирование имиджа "преуспевающей Америки" за ее пределами. На протяжении долгих лет деятельность ЮСИА вызывала в наших средствах массовой информации неизменную критику, а слушавших передачи "Голоса Америки" советских граждан автоматически зачисляли в разряд "неблагонадежных". Но времена меняются, и вот теперь новый директор ЮСИА, 62-летний американский бизнесмен Брюс ГЭЛБ - гость нашей страны.

- ЮСИА является одним из крупнейших информационных ведомств в мире. В чем, на ваш взгляд, заключается различие в методах пропаганды, используемых в США и в Советском Союзе?

- Я вообще не люблю произносить слово "пропаганда" - оно только пугает людей и заведомо настраивает их против любой, даже самой объективной информации. Задача ЮСИА - не "пропагандировать" американский образ жизни, а давать взвешенную оценку происходящим у нас событиям.

Что касается различий в подаче информации в США и СССР, то ваша пресса, радио и телевидение стали больше походить на американские, т. е. более правдиво отражать действительность. К сожалению, происходит это не всегда, так как средства массовой информации в Советском Союзе находятся под строгим правительственным контролем. Именно ваше правительство определяет, когда, как и в каком виде сообщить советским людям о том или ином факте. В качестве примера могу сослаться на то, как отражали ваши средства массовой информации (точнее, не отражали, а игнорировали) события этого лета в Китае и как западные.

- Едва ли можно согласиться с вашим утверждением, что средства массовой информации в СССР в эпоху перестройки находятся под "тотальным правительственным контролем". Не будем забывать, что и ваше агентство является правительственным ведомством, а свобода ЮСИА - понятие относительное...

- От американского правительства зависит только выделение бюджета - у ЮСИА в этом году он составил 872 млн. долл., включая передачи "Голоса Америки", программы обмена студентами и преподавателями, научными публикациями и т. д. Выделив деньги, правительство больше в нашу деятельность не вмешивается.

- Но ведь известно, что у "Голоса Америки" есть специальная рубрика: "Точка зрения американского правительства". Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.

А как вы относитесь к тому, что некоторые советские граждане под влиянием информации, распространяемой ЮСИА об Америке, уезжают на постоянное жительство в США? Странная, мягко говоря, с вашей стороны поддержка "курса Горбачева"...

- Прежде всего хочу подчеркнуть, что большинство советских граждан вопреки трудностям, переживаемым сейчас СССР, вовсе не собирается уезжать на постоянное жительство в США. Они хотят жить у себя дома и навести в нем порядок. Ведь для того, чтобы правильно распределять товары и разумно пользоваться плодами своего труда (а трудиться русские умеют не хуже американцев), им нет никакой необходимости покидать Советский Союз. Конечно, у вас есть люди, желающие переехать на постоянное жительство в Штаты, но ведь такие люди были в России и 200 лет назад.

- А как вы оцениваете работу советских информационных агентств за рубежом и верят ли им американцы?

- Что касается ваших средств массовой информации, и прежде всего Агентства печати "Новости", которые "обрабатывают" американцев, то их деятельность слишком политизирована и зависит от правительственных "заказов". Рядовой житель США рассматривает такую информацию как "коммунистическую агитку", хотя она в последнее время, безусловно, стала более открытой и самокритичной. У вас ведь теперь везде, в том числе и в средствах массовой информации, плюрализм...

- А как обстоит дело с плюрализмом в ЮСИА? Когда у вас, например, в последний раз в передачах "Голоса Америки" выступали американские коммунисты?

- Что-то не припомню, да в этом и нет необходимости. Гарантирую вам, что выступления коммунистов в наших передачах, да и в других средствах массовой информации США не вызовут интереса большинства рядовых американцев. Так что здесь приходится исходить не из плюрализма, а из реальностей.

- Судя по вашим "экспортным" журналам, проспектам, теле- и радиопередачам, главная задача ЮСИА - рекламировать Америку как товар. Но почему вы делаете это с такой настойчивостью? Ведь "американский образ жизни" и так пользуется большим "спросом"...

- Есть восточная мудрость, которая гласит: если сказать один раз - тебя послушают и забудут, если все время повторять сказанное - тебя услышат и поверят. Когда человеку все время говорят о каком-то месте на земле (причем это не обязательно должны быть США), где хорошо живется, где есть свобода работать и бездельничать, то он начинает верить в этот образ.

ЮСИА в нынешних условиях ставит своей задачей развеять у людей за рубежом образ "кино- и теле-Америки". Мы хотим показать жизнь обыкновенных, рядовых американцев, которые могут даже без влиятельных связей добиться в жизни успеха.

- Любопытно, как вы попали на столь престижное место директора ЮСИА? Ведь одним трудом такое кресло в американской администрации не получишь - тут уж как минимум нужно, чтобы кто-то порадел с "самого верха"...

- А я и не скрываю, что получил предложение занять пост директора ЮСИА лично от президента США Дж. Буша, с которым познакомился еще в школе, когда мне было 14 лет. Еще со времен президента Рузвельта практиковалось назначение на должности министров и послов тех, кто активно поддерживал (прежде всего материально) главу государства в предвыборной борьбе. Большинство представителей нынешней администрации - личные знакомые Дж. Буша или люди, за работой которых он имел возможность наблюдать в течение длительного времени.

Я в течение более 30 лет занимался бизнесом в сфере средств массовой информации, хорошо знаю "кухню" американского радио и телевидения, печатной прессы. Приняв предложение Дж. Буша возглавить ЮСИА, я довольно существенно потерял в зарплате (получаю сейчас в год 79 тыс. долл., что примерно соответствует заработку конгрессмена), но зато приобрел очень интересную работу. В частный бизнес я уже, очевидно, не вернусь, а поскольку надобность в деятельности ЮСИА, судя по всему, сохранится еще долго, то скучать мне в будущем вряд ли придется.

Беседу вел Ю. СИГОВ.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество