Примерное время чтения: 6 минут
270

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЮГОСЛАВИИ - ИНФЛЯЦИЯ. СФРЮ: в поисках выхода из кризиса

В ТЕЧЕНИЕ многих лет в публикациях советской прессы, посвященных Югославии, тщательно избегались такие определения, как "экономический кризис", "инфляция", "безработица", "забастовка", ибо бытовало мнение, что их "неприлично" совмещать с практикой социалистического строительства. Над работами специалистов царил дух боязни "испортить хорошие отношения с Югославией". С другой стороны, "хорошим отношениям с Югославией", по мнению тогдашних идеологов, совсем не вредил насаждаемый ими в научной и журналистской среде дух заведомого неприятия всего того, что создано в СФРЮ, когда о социалистическом самоуправлении говорили сквозь зубы. Огульно отрицался югославский опыт, делались разгромные "выводы" в отношении тех специалистов, которые творчески подходили к его изучению и не отбрасывали с ходу "чуждые нашему плановому хозяйству идеи".

Теперь же многих авторов бросило в другую крайность: от тотального недоверия к югославскому опыту и его замалчивания к безудержному восхвалению и призывам следовать в этом направлении, опять же без объективного учета и точного анализа всех достижений и недостатков. Между тем и ранее, и особенно в последние годы сами югославские товарищи очень жестко и самокритично оценивают пройденный их страной путь, хорошо знают не только свои действительно большие достижения, но и недостатки, особенно отчетливо проявившиеся начиная с середины 80-х годов. В чем же их суть?

В ЧЕМ ПРИЧИНА СПАДА?

После бурного экономического роста практически во всех отраслях, который в СФРЮ имел место в 60-е и отчасти в 70-е годы, в 80-е годы наступил глубокий спад. Среднегодовые темпы роста в период 1980 - 1987 гг. были в 6 раз ниже, чем в 70-е, и составили всего 0,6%, в то время как средний общемировой показатель за этот период составил около 2,8%. Резервы в виде иностранных займов и кредитов, обильно притекавшие в страну в предшествующий период, были исчерпаны. Образовавшуюся на стабильную сумму в 20 млрд. долл. задолженность международным финансовым организациям, правительствам и частным банкам зарубежных стран необходимо было погашать. А это потребовало проведения политики "жесткой экономии", свертывания инвестиций, сокращения импорта, охватившего, между прочим, и ввоз крайне необходимых для нормального функционирования югославской промышленности сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д. Проблемы межнациональных отношений усугубились тем, что в результате децентрализации концепция социалистического самоуправления не была проведена до конца в плане передачи всей полноты власти трудящимся и их реальным представителям и произошла "перегруппировка" сил бюрократии на уровне республик, автономных краев и общин.

Реальностью сегодняшнего дня, как прямо признается в Югославии, является политический и экономический кризис. В начале января 1989 г. в Белграде опубликованы предварительные данные Союзного статистического управления СФРЮ об основных итогах социально-экономического развития страны за 1988 г. Вывод, который делает югославская печать после ознакомления с ними, однозначен. Впервые за всю послевоенную историю страны (т. е. за весь период социалистического развития Югославии) второй год подряд зафиксирован отрицательный рост, т. е. абсолютное снижение объемов производства. При этом, как свидетельствуют приведенные данные, если в 1987 г. величина валового внутреннего продукта (ВВП - основной показатель экономического развития) уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 1,1%, то в 1988 г. темп снижения ВВП увеличился почти вдвое и составил 2%.

Предусматривавшийся планом на 1988 г. подъем производства осуществить не удалось, в большинстве отраслей народного хозяйства зафиксирована стагнация или падение производства. Исключение составили лишь иностранный туризм, транспорт и лесное хозяйство, в которых зафиксирован скромный, по югославским оценкам, рост (соответственно на 2,2 и 3%). В важнейших отраслях экономики произошло снижение производства: в промышленности на 1,2% (планировалось увеличение на 2%), сельском хозяйстве - на 3,3% (планировалось увеличение на 4%).

1989 - ГОД НАДЕЖД

Печать отмечает сокращение объема внутреннего товарооборота на 4%. В этом факте как бы отразились самые болезненные для сегодняшней Югославии проблемы. Проблема N 1 -галопирующая инфляция, бьющая по реальным доходам населения. Автор этих строк хорошо помнит, какую бурную реакцию в начале 80-х годов в кулуарах экономистов, занимающихся проблемами мировой экономики, вызвало сообщение о том, что годовой рост инфляции в СФРЮ составил 50%, что считалось огромной величиной для среднеразвитой европейской страны. В 1985 г. рост цен в Югославии составил уже 70%, а в 1988 г. - приблизился к 300%, а по некоторым данным - превысил эту величину. Тот текущий уровень инфляции, который зафиксирован в начале 1989 г., давал основания предполагать, что по итогам года он может превысить 450%. А в феврале розничные цены выросли настолько, что инфляция при сохранении такой тенденции может по итогам года достичь величины почти в 1000%. В результате жизненный уровень падает, рост зарплаты не поспевает за ценами. Например, по предварительным данным, только за 1988 г. реальные заработки трудящихся уменьшились на 12,2%.

БЕЗРАБОТИЦА УГРОЖАЕТ СТАБИЛЬНОСТИ

Безработица продолжает оставаться серьезнейшей социально-экономической проблемой. За период с 1980 по 1988 г. количество безработных выросло на 43%, и, по последним данным, число ищущих работу в СФРЮ превысило 1,2 млн. человек, 1,1 млн. граждан находится на временной работе за границей в связи с отсутствием таковой или неудовлетворительными ее условиями в Югославии. Цифры очень большие, если сравнить с количеством занятых в общественном секторе СФРЮ (частный сектор в промышленности страны, других ведущих сферах деятельности крайне незначителен). На конец 1987 г. он насчитывал 6,7 млн. человек.

Острота проблемы, как отмечают югославские хозяйственники и экономисты, заключается в том, что такое положение прямо подрывает и обесценивает стимулы к труду рабочих и служащих, тем самым заранее ослабляя фронт борьбы за экономическую стабилизацию страны.

Тем не менее в 1989 г., как считают они, есть возможность реально поправить положение, но при условии приведения в действие всех рычагов системы самоуправления, скорейшего проведения в жизнь реформ экономической и политической систем, освободив производительные силы от остающихся бюрократических структур. Большинство понимает это как углубление курса на децентрализацию хозяйственной жизни, но с решительным освобождением от опеки не только центра, но и местных партийных и государственных органов, перевод экономики на рыночную модель хозяйствования. Условия для этого в принципе созданы решениями Скупщины СФРЮ 25 ноября 1988 г., когда были приняты соответствующие поправки и дополнения к действующей конституции страны, расширяющие права предприятий и повышающие роль их органов самоуправления - рабочих советов, открывающие доступ иностранного капитала в югославскую экономику (право вложения средств в развитие югославских предприятий и открытие своих фирм на территории СФРЮ). Ранее в течение 20 лет он был весьма ограничен, несмотря на то, что Югославия еще в 1967 г. выступила пионером в области совместного с зарубежным капиталом предпринимательства на своей территории. Словом, югославской экономике (а вместе с тем и политической структуре) предстоит непростой путь, оценить который и в будущем можно только с помощью объективного анализа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно