Примерное время чтения: 6 минут
147

БОЛЕЕ 60% СЕКРЕТНОЙ ВОЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В МИРЕ ПУБЛИКУЕТСЯ В ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКАХ. Военные секреты и гласность

Сегодня любая страна в мире располагает секретами, составляющими военную тайну. Но есть ли смысл засекречивать всю информацию военного и оборонного характера? Об этом корреспондент "АиФ" Ю. СИГОВ беседует с бывшим высокопоставленным сотрудником Пентагона, а ныне профессором Военно-морской академии Стивеном ФОТОМ.

- Как вы считаете, насколько вообще совместимы понятия гласности и военной тайны?

- Всякого рода секреты (в том числе и военные) возникают всегда на почве недоверия между людьми или из-за взаимного непонимания. На самом же деле любая тайна - это просто отсутствие информации, а гласность - не что иное, как информированность. Безусловно, она должна распространяться и на сферу военных секретов.

- Есть ли смысл в засекречивании военной информации, если из космоса с помощью современной аппаратуры можно сосчитать всех солдат армии противника, а министры обороны стран НАТО и Варшавского Договора свободно посещают "закрытые" военные объекты друг друга?

- Конечно, количество войск и вооружений, а также их размещение не является уже сегодня военной тайной. В современном же понимании к военным секретам относятся техническая информация, планы военных операций, а также разработки новых видов вооружений. Эти данные не получишь даже с помощью самого "зоркого" спутника. Поэтому все страны мира, в том числе США и СССР, для получения подобной информации прибегают к ведению разведки.

- В таких случаях у нас обычно принято говорить об "американских шпионах" и "советских разведчиках"...

- По-моему, и те и другие, как бы их ни называли, занимаются одним и тем же делом. Уже давно доказано, что более 60% военной информации, являющейся секретной, можно почерпнуть из так называемых "открытых источников" - прессы, передач радио и телевидения, книг. Поэтому современный разведчик, под какой бы "крышей" он ни работал (дипломатом, торговым представителем, журналистом), занимается в основном сбором и анализом именно этих данных. Так что военный секрет - понятие очень относительное.

- Считается, что все те, кто работает "на оборону", являются потенциальными носителями военных секретов. Существуют ли в США в связи с этим какие-либо ограничения для таких людей на поездки за границу?

- Конечно, определенные ограничения существуют, но сама работа в военной организации отнюдь не является препятствием для поездки за рубеж. К примеру, американский офицер может поехать в туристическую поездку в любую страну без каких-либо помех со стороны Пентагона. Если же речь идет о путешествии в соцстрану, то для этого ему надо получить специальное разрешение от своего руководства. Да и наивно думать, что каждый военнослужащий только и мечтает о том, как бы выдать военную тайну своему противнику.

- Как вы относитесь к засекречиванию данных о продаже оружия за границу?

- По-моему, стыдиться здесь нечего. Экспорт (в том числе и оружия) по нашим понятиям - это привилегия. Раз покупают - значит продукция действительно высокого качества. В США компании получают заказы на производство оружия от Пентагона и министерства торговли. Сама продажа вооружений должна быть предварительно одобрена конгрессом. При этом около 90% подобных поставок идет открыто (например в Израиль), а 10% - по секретным каналам. Замечу, что в любой библиотеке в Штатах можно ознакомиться со списком военных поставок Пентагона иностранным государствам.

- Но ведь цифры, включенные в такой отчет, могут оказаться и подтасованными...

- Если в правдивости подобных данных у членов конгресса возникают сомнения, то в страну, получающую из США оружие, направляется специальная комиссия, которая проверяет их достоверность на месте. Кроме того, наблюдателей за соблюдением законности военных поставок за рубеж может направить и министерство торговли Соединенных Штатов.

- Обязано ли руководство Пентагона давать отчет законодателям о проведении секретных военных операций за рубежом? Ведь на Гренаду в 1983 г. американские морские пехотинцы высадились, как известно, не спрашивая разрешения конгресса?

- В случае необходимости конгресс США проводит расследование секретных операций, осуществляемых не только под эгидой Пентагона, но и ЦРУ. Специальная комиссия, состоящая из законодателей, получает доступ к секретной военной документации, причем участники проверки никогда не информируют проверяемых о мотивах ее проведения. Кстати, иногда инспекторам конгресса приходится расследовать сообщения о проведении расходов ряда статей бюджета военных ведомств через гражданские министерства. Подобные нарушения закона в США караются тюремным заключением виновных.

И еще одна деталь. Если член конгресса (особенно от оппозиционной партии) получил информацию о секретной операции, планируемой Пентагоном, то он обязан поднять этот вопрос еще до начала ее осуществления.

- Военный бюджет США - самый большой в мире. И тем не менее каждый год конгресс выделяет новые сотни миллионов долларов для нужд Пентагона. Неужели ваши законодатели всерьез считают свою армию "недостаточно" оснащенной и боеспособной?

- Проект военного бюджета в США обычно представляется в конгресс в первых числах января, а к началу очередного финансового года (1 октября) он должен быть утвержден. Пентагон подает в Белый дом свою заявку на военные расходы. Там эти запросы сопоставляются с другими статьями государственного бюджета, а затем уже проект военных расходов с поправками президента попадает в конгресс. Если американские законодатели посчитают, что военные расходы слишком велики, то они имеют право вернуть проект президенту для пересмотра. Окончательно же военный бюджет США утверждается голосованием в конгрессе. Перед этим министр обороны Соединенных Штатов обычно встречается с президентом и членами конгресса с целью разъяснения позиции Пентагона по поводу запрашиваемой суммы на военные нужды.

- Судя по содержанию проекта военного бюджета Соединенных Штатов на 1990 г., Пентагон по-прежнему продолжает запугивать американских конгрессменов "советской угрозой"...

- Если ваши специалисты по вопросам обороны не согласны с цифрами военных расходов, а также численности войск и вооружений стран Варшавского Договора, опубликованными в этом документе, то пусть они опубликуют свои данные. Ведь их в ваших официальных источниках не найдешь, поэтому Пентагон и вынужден сравнивать военную мощь США и СССР (НАТО и Варшавского Договора) на основе своей собственной информации.

Сейчас наши страны стали обмениваться военными делегациями на самом высоком уровне, причем "потенциальному противнику" предоставляется возможность ознакомиться с новейшими системами вооружений друг друга. Теперь доверие между военными ведомствами надо подкреплять доверием между высшими законодательными органами двух стран. Было бы хорошо, если Верховный Совет СССР и конгресс США обменивались ежегодно данными о военных бюджетах своих стран. Тем самым две великие державы продемонстрировали бы свое подлинное стремление к миру на земле.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно