Примерное время чтения: 6 минут
128

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Национальный вопрос и экономика

Нагорный Карабах и Фергана, Казахстан и Эстония - в этих и ряде других регионов и республик нашей страны национальный вопрос встал с непривычной остротой. Не является ли это следствием какой-то общей болезни, поразившей наше общество?

Об экономической стороне национальной проблемы корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ беседует с доктором экономических наук Л. ЛОГВИНОВЫМ.

- Лев Давидович, каким образом, по-вашему, экономика может влиять на развитие национальных отношений?

- Мы, я думаю, с вами материалисты, а потому знаем, что первична - материя, то бишь экономика, и что уровень ее развития оказывает влияние на надстроечные явления, к которым, помимо прочих, относятся и межнациональные отношения.

Чтобы убедиться в примате экономики, давайте на минуту отвлечемся от национальной проблемы. Скажите, не случалось ли вам наблюдать около универсама или продмага, расположенного около вашего дома, автобусы и автомашины с иногородними номерами?

- Сколько угодно.

- Думаю, что общение с "гостями столицы" около прилавков, толкание в очередях, которые из-за приезжих безмерно удлиняются, вряд ли доставляют москвичу удовольствие. Невозможность беспрепятственно отовариться вызывает у потребителя агрессивность, направленную против тех, кто мешает ему, по его мнению, пробиться к прилавку. А "мешать" будет всегда тот, у кого в родном городе или районе спрос удовлетворить невозможно.

Чем тоньше становится экономический "пирог", тем больше происходит разобщение людей по самым разным признакам. Становится необходимым подобрать какие-то внешние критерии для того, чтобы кому-то этого пирога дать больше, а кому-то меньше. Таким критерием может быть причастность к власти, и тогда появляются спецпайки, а может быть участие в войне - Великой Отечественной или афганской. Но если пирог становится еще уже, тогда за его распределение берутся снизу, и возникают принципы отбора по национальному, языковому или субрегиональному признакам. Скажем, знаешь местный язык - получай кусок мяса из-под прилавка, имеешь прописку в этом районе - получаешь талоны на масло, работаешь на данном предприятии - имеешь право участвовать в распродаже промтоваров.

- Перечисленные вами принципы распределения материальных благ носят как централизованный характер (талоны, заказы, пайки), так и стихийный (по национальным, расовым, языковым признакам), но куда же тогда подевался основной принцип распределения материальных благ при социализме - принцип распределения по труду?

- Он просто-напросто утонул в бумажном море денег, не обеспеченных соответствующим количеством товаров и услуг.

До сих пор выработкой критериев распределения материальных благ и самим процессом их распределения практически бесконтрольно занималась бюрократия, которая часто сращивается с уголовными элементами. Когда же с недавнего времени в результате процесса демократизации и гласности позиции ее пошатнулись, она прибегла к помощи своих партнеров по "коалиции", использовав такой рычаг давления, каким является национальный вопрос.

Тот озлобленный недостатком товаров в магазинах обыватель, который идет на поводу бюрократической мафии и участвует во всяческих националистических мероприятиях, он ведь часто не понимает, что от забастовок, митингов и прочего прежде всего страдает экономика, а это, в свою очередь, еще больше подогревает националистические эмоции.

- Существование бюрократической мафии, разжигающей националистические настроения, подтверждают и письма наших читателей. Где же выход из сложившейся ситуации?

- Сейчас прежде всего необходимо поднять экономику, тогда легче будет найти решение национальных проблем.

Выход из положения я вижу в региональном хозрасчете. Вот тогда закончатся все разговоры о том, кто кого кормит, вот тогда перестанут говорить: я - эстонец, ты - русский, он - армянин и т. д. и начнут ценить человека не по тому, к какой нации он принадлежит, а по тому, какой вклад в экономику он вносит. Хозрасчетному предприятию или кооперативу важна не национальность работника - от директора до рабочего, а его деловые качества.

Это в период застоя было важно, есть ли у тебя связи родственные или земляческие, потому что они позволяли получить доступ к материальным благам. В условиях подлинного распределения по труду, которое должен дать хозрасчет, связи, в том числе национальные, перестанут иметь то значение, какое имеют сейчас.

- Некоторые ученые Эстонии, а вслед за ними и других прибалтийских республик выдвинули идею республиканского хозрасчета. Совпадает ли это с вашей идеей регионального хозрасчета?

- Регион хозяйственный и регион административный - вещи далеко не всегда совпадающие. Скажем, три прибалтийские республики составляют один хозяйственный регион. Украина делится на три региона и т. д.

- Тогда объясните, что же это такое, региональный хозрасчет?

- Это такая система, при которой регион приобретает экономическую самостоятельность и самоуправляемость, имеет замкнутый цикл производства и потребления, ввоза и вывоза, обладает правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, которую уже получили министерства, предприятия и кооперативы.

- Не приведет ли региональный хозрасчет к ослаблению связей между республиками?

- Ни в коем случае. Каждый из экономических регионов СССР связан с остальными тысячами связей, и не только экономическими. Их разрыв неминуемо приведет к краху любой из регионов, даже самый развитый. Скорейший переход на региональный хозрасчет окончательно похоронит надежды на "самостийность" у тех, кто их питает. Согласитесь, что сейчас, когда Западная Европа стоит на пороге полного объединения, говорить об экономическом, а тем более политическом отделении от СССР значит призывать своих сограждан к авантюре.

- Почему же тогда до сих пор региональный хозрасчет не стал реальностью?

- Потому что многие к нему не готовы психологически. Не готовы как в центре, так и на местах. Центральная власть в лице общесоюзных министерств. Совмина и Госплана должна поделиться этой своей властью, но пока не делает этого, потому что вообще-то власть отдавать нелегко, а на местах власть не хотят брать (даже ту, которую дают), потому что боятся, потому что исходят из принципа "начальству виднее". Но виднее-то вдаль, а конкретные детали экономического пейзажа, которые на месте видны более отчетливо, остаются не замеченными из Москвы. В этом корень наших прежних экономических неудач, в этом главная, на мой взгляд, причина национальных конфликтов.

- Ну хорошо. У нас сущность национальной проблемы можно объяснить дефицитом продовольствия и товаров широкого потребления, но на Западе, где всего этого хватает с избытком, национальные проблемы тоже существуют?

- Конечно. Но объясняются они тоже причиной экономической. И тоже дефицитом. Только дефицитом рабочих мест. Но там, где вопрос с безработицей каким-то образом решается, национальный или расовый конфликт постепенно рассасывается.

***

Аргументы, приведенные доктором экономических наук Л. Логвиновым, не нуждаются в дополнительных комментариях. И все же... Вот зримое свидетельство того, как тесно переплетены и как прочно связаны друг с другом национальные проблемы и проблемы экономические.

Кого должны благодарить за "счастливое детство" эти юные граждане бывшей национальной окраины царской России?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно