Примерное время чтения: 10 минут
82

[Есть ответы] Ваши вопросы от 12.05.1989

Каковы данные по преступности среди несовершеннолетних в Москве? Что делается, чтобы предупредить рост преступности подростков?

П. Воронин, Москва.

Наш корреспондент Т. ЦЫБА попросила ответить на этот вопрос начальника отдела по делам несовершеннолетних Главного управления внутренних дел. Москвы В. СОЛНЦЕВА.

В ПРОШЛОМ ГОДУ органами внутренних дел столицы за различные правонарушения было задержано около 35 тыс. несовершеннолетних. Это не значит, что все они - преступники. 8600 человек задержаны за пьянство, 7100 нигде не учились и не работали, 3500 привлечены к уголовной ответственности, около 2000 освобождены, поскольку не достигли возраста, по истечении которого наступает уголовная ответственность.

Наиболее часто подростками совершаются кражи личного имущества, в том числе квартирные, затем - угон автотранспорта, грабеж. Убийства редки и большей частью не являются умышленными.

Из 3500 совершивших преступления 600 человек изолированы от общества, остальные направлены в спецшколы и спец-ПТУ.

Но что, спрашивается, делать со всеми остальными подростками, попавшими в поле зрения милиции, но не совершившими преступлении? На Кубе, например, для подростков, оказавшихся в поле зрения милиции, созданы диагностические центры. Там их обследуют медики, психологи, дефектологи. В течение 45 суток ставится диагноз, социологи и юристы выясняют причины и условия, способствующие совершению преступления. Врачи вырабатывают методику и рекомендации по работе с правонарушителями. В Москве же работает один- единственный кабинет социально-психологической помощи подросткам. Его пациентами становятся 2,5 тыс. ребят в год, это очень мало для нашего города, в котором 10 тыс. подростков состоят на учете в милиции и 11 тыс. - на учете у подростковых психиатров.

Кстати сказать, исследования показали, что из тысячи задержанных подростков 30 нуждаются в стационарном лечении в психиатрических лечебницах, 12 - в амбулаторном лечении, каждый четвертый - в оздоровлении нервно- психической системы.

Из числа психически больных подростков 73% могут быть полностью вылечены. С ними должны работать врачи- специалисты, а не работники милиции.

Думаю, что нужно решать вопрос и о создании в стране следственных интернатов для несовершеннолетних, совершающих преступления. Такие уже давно существуют в Венгрии. В этих интернатах подростки учатся, работают, занимаются спортом - в общем, живут нормальной жизнью. Пока идет расследование, подросток защищен от влияния преступного мира, а общество защищено от малолетнего правонарушителя.

Мы неоднократно ставили и сейчас ставим вопрос о необходимости у нас системы социальной реабилитации подростков, о строительстве учебно-лечебных заведений, диагностических центров, лечебной, спортивной, досуговой базы.

Думаю, что необходимо решить вопрос о трудоустройстве подростков. С переходом предприятий на хозрасчет это стало вообще невозможным, особенно если на подростке "клеймо" колонии или, не лучше, психоневрологического диспансера. Государство могло бы давать дотацию предприятиям, которые берут в свой коллектив таких детей.

* * *

Я автомобилист "со стажем" и видел на своем веку самых разных сотрудников ГАИ - от кристально честных до откровенных хапуг. Но существуют ли какие-то обобщенные оценки их работы?

Ф. Бобков, Киев.

На вопрос отвечает руководитель авторского коллектива ВНИИ МВД СССР кандидат философских наук Н. КАЛАЙТАН.

ИЗУЧЕНИЕ общественного мнения свидетельствует, что деятельность Госавтоинспекции еще далека от совершенства. Особенно много нареканий на грубость сотрудников ГАИ, злоупотребление служебным положением, нарушения ими социалистической законности.

Например, в соответствии с результатами опроса водителей более чем в 25% случаев им удается избежать наказания за нарушения Правил дорожного движения, причем в ряде случаев с помощью взятки инспектору ДПС ГАИ. Многие водители прямо отмечают, что нередки случаи превышения сотрудниками своих прав, злоупотребления служебным положением, вымогательства.

Одним из достоверных источников информации о соблюдении социалистической законности в деятельности по применению мер административного воздействия за нарушение ПДД является анализ жалоб граждан на действия сотрудников ГАИ и материалов их проверок. Ежегодно поступает несколько тысяч писем, жалоб и заявлений на незаконные, неправомерные действия сотрудников ГАИ, осуществляющих административную юрисдикцию. Выборочное изучение свидетельствует, что до 75% из них - на необоснованное наложение административных взысканий, до 17% - за грубость сотрудников ГАИ, до 14% - на нарушение порядка оформления и рассмотрения нарушений.

Для сравнения отметим, что с наложением взысканий за нарушения перехода улиц и дорог связано не более 1% жалоб.

Наибольшее число обоснованных жалоб относится к нарушениям, допущенным при наложении административных взысканий за превышение скорости движения (до 40% обжалованных решений отменяется, до 10% изменяется), за несоблюдение требований знаков и разметки (до 28% отменяется и до 2% изменяется), за неподчинение сигналам регулирования движения (до 14% отменяется и до 15% изменяется).

* * *

Как оплачиваются произведения советских авторов, издающихся за рубежом?

А. Лысов, Львов.

На вопрос отвечает заместитель начальника управления учета авторов, распределения и выплаты гонораров Всесоюзного агентства по авторским правам Ю. ПОЛНИКОВ.

ГОНОРАРЫ за все виды использования за рубежом произведений науки, литературы и искусства советских авторов поступают на счет Всесоюзного агентства но авторским правам и через него выплачиваются авторам. Размер гонорара за издание сочинений, а также за публичное исполнение драматических и музыкально - драматических постановок определяется контрактом, заключаемым ВААП или при его содействии.

Если произведение создано специально по заказу зарубежных организаций и ранее на территории СССР не печатались и не исполнялось, то за гонорары по этим работам взимаются комиссионные отчисления в размере 15%, а с оставшейся суммы удерживается подоходный налог в размере от 1,5 до 13%. В других случаях с гонорара взимаются комиссионные отчисления в размере 25%, а с оставшейся суммы удерживается подоходный налог от 30 до 75% в зависимости от размера суммы, поступившей в течение года. Если гонорар переведен из социалистической страны, размер подоходного налога с первой тысячи рублей снижается на 50%. Гонорар может быть:

- перечислен на текущий счет автора в банке и использован владельцем для приобретения товаров длительного пользования по безналичному расчету;

- выплачен в советских рублях с применением повышающегося расчетного коэффициента;

- при выезде автора за рубеж выплачен ему наличной валютой.

ОТ РЕДАКЦИИ. Комиссионные отчисления и размеры подоходных налогов таковы, что при всех выплатах у автора остается на руках отнюдь не львиная доля гонорара. Хотелось бы узнать мнение специалистов, насколько справедливо такое распределение, когда посредническая фирма получает за "охрану" авторства порой больше, чем сам автор. По крайней мере, такой порядок не стимулирует выступления за рубежом, а значит, и поступление столь необходимой стране валюты. Интересно было бы также узнать, как строится подобная деятельность за рубежом?

Подготовил О. БАСАЛИН.

* * *

Какие требования предъявляются к претендентам на руководящие должности в администрации США?

Л. Семелевич, Киев.

ОТБОР КАНДИДАТОВ на руководящие посты в американской администрации становится в последние годы все более жестким. Если президент США Д. Джонсон 25 лет назад "собирал свою команду" 7 недель, то Р. Рейган - уже 14 недель. Еще большую осторожность в этом вопросе проявляет новый президент страны Дж. Буш, который ввел новые правила для претендентов на руководящие посты в своей администрации.

Все они обязаны заполнить ряд специальных анкет и опросников, в которых должны указать данные о своей деятельности до назначения на пост в администрации, вкладах в иностранных банках и компаниях, занятиях родственников. В частности, это заполнение "Стандартной формы-86", подготовленной ФБР. В ней необходимо указать, начиная с 18-летнего возраста, все занимаемые ранее должности, места работы и жительства, принадлежность к политическим организациям и т. д. В этом опроснике необходимо также сообщить, применял ли претендент на пост в администрации наркотики, испытывал ли нервные расстройства и прибегал ли к помощи психиатров.

С. ЮРЬЕВ.

* * *

После публикации ответа на вопрос о медицинских кооперативах ("АиФ", 1988 г., N 50) в редакцию пришло много откликов. Нами читатели высказывают свои мнения о кооперативах, задают вопросы, вносят предложения. А как в будущем видят свою деятельность сами кооператоры? Об том нашему корреспонденту О. ИЗВЕКОВОЙ рассказывает председатель ассоциации московских медицинских кооперативов Ю. ВОРОНЦОВ.

- СКОЛЬКО кооперативов входит в нашу ассоциацию?

- Зарегистрировано 140, действующих около 80, но их число в последнее время сократилось процентов на двадцать.

- Чем это объяснить?

- Юридически они существуют, но практически не могут вести прием больных, потому что теперь им запрещено брать в аренду дорогостоящее медицинское оборудование.

- Вы считаете это несправедливым?

- Конечно, это нарушение Закона о кооперации. Наша ассоциация обратилась с открытым письмом к министру здравоохранения К. Чазову, в котором мы требуем отмены этого приказа.

В Москве в кооперативы каждый месяц обращались 80-100 тыс. человек. В основном это были люди, которых не устраивала сложившаяся государственная система здравоохранения. Теперь их этой возможности лишили, но взамен ничего не предложили. А в целом по стране таких людей около миллиона.

- Но ведь может случиться так, что в кооперативы перейдут работать наиболее квалифицированные врачи и ими будет "эксплуатироваться" самая эффективная медицинская техника.

- Движение медицинских кооперативов, в частности консультативно-диагностических, базируется на слабом использования медицинского оборудования. Везде, где тот или иной прибор простаивал, теперь он интенсивно используется в вечернее время и в выходные дни.

Что же касается утечки медицинских кадров из государственных учреждений, то этого не произошло. Более 95% врачей, работающих в кооперативах, трудятся и в госсекторе.

- Когда речь заходит о кооперативах, то самый волнующий вопрос - о ценах. Многие наши читатели считают, что они непомерно высоки.

- Цены на услуги, в том числе и в медицинских кооперативах, диктуются спросом. Скажем, для Москвы оптимально иметь около 200 медицинских кооперативов, Тогда была бы реальная борьба за каждого пациента и как следствие - снизились бы цены. Например, уже в ближайшем будущем совершенно реально снизить их в 2 раза против сегодняшних.

Если говорить о социальной справедливости, то она должна быть закреплена на государственном уровне. Человек должен иметь медицинский страховой полис и сам решать, к какому врачу обратиться. Но если он идет в кооператив, то государство должно вернуть ему стоимость этой услуги в госсекторе. Тогда, во-первых, плата в кооперативе окажется чисто символической. Во-вторых, человек будет иметь реальное право свободного выбора - обратиться в кооператив и доплатить, если там это лечение стоит дороже, или в госсектор, где консультация дли пего бесплатная, а деньги за это государство перечисляет на счет больницы.

- То есть обычный хозрасчет?

- Конечно, и в этом отношении кооперативы - очень интересная модель организации здравоохранения. Но ничто так не мешает их развитию, как администрирование. Кооперативам можно противостоять только их же методами - экономическими.

Я считаю, что то, что съезд врачей поспешно проголосовал за ограничения по отношению к медицинским кооперативам, - яркий пример социально-экономической недальновидности. Ведь у кооперативов можно и необходимо многое перенять и внедрить в госсектор. Прежде всего экономическую организацию труда, способы оплаты, материальное стимулирование. В кооперативе врачи работают интенсивнее, потому что действует зависимость "врач от больного", в государственной поликлинике пока, к сожалению, наоборот, отсюда все беды...

- Какие перспективы у кооперативов?

- Когда в государственных медицинских учреждениях будут внедряться нормальные, т. е. экономические механизмы оплаты, тогда кооперативам придется туго. Потому что конкурировать с хорошо организованным и прекрасно оборудованным государственным лечебным учреждением кооперативу будет очень сложно. И вот тогда кооператоры начнут больше заниматься уходом за больными, оздоровлением, медицинской техникой. В лечебных кооперативах, вероятно, будут принимать главным образом высококвалифицированные врачи по узким специальностям.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно