Примерное время чтения: 6 минут
121

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Действовать в духе времени

Беседа корреспондента "АиФ" с председателем Антисионистского комитета советской общественности дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Д. А. ДРАГУНСКИМ.

- Давид Абрамович, сейчас повсеместно проявляется большой интерес к развитию национальной культуры. В этой сфере происходят значительные изменения. Как вы относитесь к развитию еврейской культуры и как вы можете охарактеризовать происходящие здесь процессы?

- В сфере деятельности по развитию еврейской культуры в СССР прослеживаются две основные тенденции. Первая характеризуется растущим стремлением людей сохранить культурное своеобразие и самобытность своего народа.

В этой связи наблюдается активность по линии создания еврейских самодеятельных объединений, стремящихся внести свой вклад в развитие еврейской культуры, - в Москве, Риге, Таллинне, Минске, Львове и других городах. Следует особо отметить, что в области еврейской культуры уже около 30 лет работает актив писателей, публицистов и художников, сложившийся вокруг журнала "Советиш геймланд" (Москва), который возглавляет известный еврейский поэт Арон Вергелис.

Другая тенденция - это попытки некоторых лиц под видом развития еврейской культуры проводить идеологическую работу среди еврейского населения нашей страны с ориентацией на выезд из СССР.

Так, в последнее время опекаемые зарубежными сионистскими центрами группы "еврейских активистов" в Москве и других городах изыскивают любые возможности для легализации своей националистической, просионистской деятельности в рамках создаваемых в СССР еврейских культурных обществ.

- Насколько мне представляется, антисемитизм в нашей стране все же существует, во всяком случае на уровне бытового сознания. Как бороться с этим явлением, что здесь предстоит сделать?

- Вы не хуже меня знаете, что проявления антисемитизма в последнее время стали в ряде случаев принимать организованные формы. Время от времени напоминает о себе экстремистское крыло Д. Васильева из объединения "Память". Я считаю, что нельзя оставлять безнаказанным ни один факт проявления антисемитизма. На наш взгляд, критикой антисемитизма должны заниматься в первую очередь общественные органы, состоящие из представителей не одной, а разных национальностей. Идеологическая работа по разоблачению антисемитизма, как и сионизма, должна быть взвешенной и продуманной, чтобы не давать повода некоторым кругам интерпретировать ее как форму противостояния между евреями и неевреями.

В некоторых передачах зарубежных радиостанций передавались сообщения о том, что Антисионистский комитет чуть ли не прекратил свою деятельность...

- На это я вот что вам скажу: давайте смотреть на вещи реально. В других странах есть много организаций, которые нам не нравятся, но мы не требуем их роспуска, а ведем с ними полемику, действуя в духе времени и уважая их право на свою точку зрения. Мы знаем, что в настоящее время на Западе активно действуют сотни аналитических и информационно-пропагандистских центров, занимающихся самым широким спектром проблем, касающихся положения евреев в СССР.

Создание же в нашей стране (1983 г.) Антисионистского комитета советской общественности вызвало в сионистских кругах Запада и в Израиле крайнее раздражение.

При этом, заметьте, критикуя сионистов и агрессивный курс израильских лидеров, мы никогда и нигде не выступали против народа Израиля или евреев других стран, постоянно подчеркивали абсурдность даже самой постановки такого вопроса. Об этом хорошо знают советские люди, прогрессивные еврейские организации во многих странах мира. Тот, кто выдвигает столь нелепые обвинения в наш адрес, либо ничего не знает о функциях Антисионистского комитета, либо делает это сознательно.

Следует признать, что определенным образом на формировании представлений общественности об АКСО сказалось одностороннее освещение его деятельности: упор был сделан на "разоблачительную" сторону мероприятий Антисионистского комитета и почти ничего не говорилось о его содействии развитию еврейской культуры, оказании помощи гражданам еврейской национальности в защите своего национального достоинства, реагировании на случаи антисемитских проявлений, участии в восстановлении мемориальных центров и захоронений, содействии еврейским театральным и творческим коллективам, Московской хоральной синагоге, роли АКСО в возвращении на Родину из- за рубежа бывших советских граждан и т. д. Эта сторона деятельности АКСО, к сожалению, мало известна широкой общественности, в чем есть немалая доля вины и самого Антисионистского комитета. Такого рода критику я готов признать.

- Претерпевала ли изменения в условиях демократизации и гласности обстановка вокруг деятельности Антисионистского комитета?

- Да, обстановка изменилась к лучшему, особенно в идеологическом плане. Многие концепции и аргументы, которые в течение десятилетий использовались Западом для политических спекуляций вокруг "еврейского вопроса в СССР", утратили свою актуальность благодаря политике перестройки. С другой стороны, нельзя не признать, что традиционная критика идеологии и политической практики сионизма носила во многом декларативный характер.

Это, однако, не означает, что принципиальный вывод о реакционной сущности сионизма оказался неправильным. Напротив, он находит все новые подтверждения в практике современной политической и общественной жизни. Организации, входящие в систему международного сионизма, не отказались от одной из главных своих задач - добиться усиления эмиграционных настроений среди советских евреев.

Полностью подтвердилась и объективность оценки агрессивного курса Израиля. В вопросе мирного урегулирования ближневосточного конфликта в последнее время произошли серьезные сдвиги к лучшему.

- Происходят ли изменения, связанные с развитием контактов Антисионистского комитета с зарубежными еврейскими организациями?

- Благодаря новому мышлению меняется к лучшему отношение к СССР со стороны многих еврейских общин, в том числе и связанных с сионистскими кругами США и Израиля. С их стороны возрастает поток предложений об установлении контактов с еврейскими адресатами в СССР, главным образом в области еврейской культуры и религии. Просматривается тенденция увязывать эти вопросы с инициативами делового сотрудничества с нашей страной.

Советские организации, в том числе и АКСО, идут навстречу этим пожеланиям, не уклоняются от диалога, при этом отдавая себе отчет в том, что в этих кругах, наряду с деятелями, искренне стремящимися к установлению взаимопонимания и сотрудничества, все еще имеются значительные силы, пытающиеся использовать демократизацию и гласность для реализации своих политических целей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно