Примерное время чтения: 7 минут
112

От анонимных сигналов в аэропорты прежде всего страдают пассажиры. Телефонное пиратство

- Алло, аэропорт? Верните рейс на Москву! Самолет будет взорван!

- Не вешайте трубку! Не вешайте! Назовите номер рейса!

- Рейс на Москву...

Нет, это не отрывок фонограммы нового детективного фильма. Это запись одного из сигналов, принятых справочным бюро Аэрофлота.

За последние два года участились случаи анонимных телефонных звонков в аэропорты и милицию с предупреждением о готовящемся якобы взрыве воздушного судна. Каждый такой сигнал - ЧП, отвлекает от нормальной работы множество специалистов различных авиационных служб. И хотя еще ни разу зловещая информация не подтверждалась, оставлять ее без внимания работники Аэрофлота не имеют права.

НЕЛЬЗЯ полагаться на "авось", потому что уже научены горьким опытом, знаем, какими трагическими последствиями оборачивается халатность...

Словом, гарантировать стопроцентную безопасность авиапассажиров без повторного досмотра, тщательной проверки багажа, груза и всего воздушного судна не может никто. На такую операцию уходит время. А время не только деньги. Хотя даже час простоя крылатого лайнера, например аэробуса Ил-86, обходится примерно в 4 тыс. рублей.

Но в каких единицах измерять мытарства пассажиров, нереализованные ими возможности?..

И это еще не все... Анонимные звонки представляют реальную угрозу для безопасности полетов. Любая дезорганизация нормальной работы (и прежде всего срыв полетных графиков) может привести к печальным последствиям. Конечно, при подготовке экипажей еще на земле разыгрываются разные экстремальные ситуации и отрабатывается взаимодействие различных авиационных служб. Но одно дело - тренировка, другое - практика.

Ведь аноним может и не назвать номер рейса, тип самолета, час взлета. Поди угадай, злая это шутка или достоверная информация. До полного выяснения работа целого авиапредприятия затрудняется. Задержать отправление очередных рейсов технически не сложно. А как быть с прибывающими? Направлять на запасные аэродромы? Так обычно и поступают. Но, допустим, произошло внезапное изменение метеоусловий - запасной аэродром затянут туманом или над ним разразилась гроза. Так одна нештатная ситуация может наложиться на другую, обострить и без того сложную обстановку.

Теперь представьте себя командиром корабля, находящегося в полете. И вдруг земля сообщает, что предположительно ваша машина заминирована. Как вы поступите?

- Пилотам, - объясняет начальник управления режима и охраны аэропортов Министерства гражданской авиации СССР А. И. Красильников, - на такой случай рекомендовано сажать самолет на ближайший аэродром Это естественно, потому что в воздухе тщательный досмотр не проведешь. Даже если найдешь подозрительный предмет, что ты с ним будешь делать? Остается один вариант - вынужденная посадка. Да такая гладкая, чтобы комар носа не подточил. Иначе взрывчатка, если это не миф, может сдетонировать.

Легко ли сохранить олимпийское спокойствие, сознавая, что в любой момент рванет и конец?

Груз ответственности, волнение, тем более страх (люди-то остаются людьми) - не лучшие помощники для решения трудных задач. А потом далеко не всякая площадка может подойти для посадки пассажирского лайнера.

- Выходит, один звонок может преподнести целый букет проблем?

- На практике так и получается. Поэтому с анонимами боремся всеми силами и средствами. И не в одиночку. Нам помогают оперативные сотрудники МВД, а в отдельных случаях и КГБ. - Эффективна ли такая борьба? Вместо ответа Александр Иванович достает папку с перечнем сигналов, зафиксированных в прошлом и в этом году.

3 марта 1987 г. Харьков. Дежурному УВД по телефону 02 неизвестный мужчина сообщил "В самолет, вылетающий в Ригу, заложена бомба". Звонивший установлен. Им оказался врач- нарколог из Винницы.

3 ноября 1987 г. Челябинск. В диспетчерскую службу аэропорта неизвестный сообщил "В самолет на Москву (рейс N 290) заложена бомба". Аноним оказался учащимся ПТУ.

1 мая 1988 г. Уфа. Дежурному службы перевозок и в справочную аэропорта (в 8.50 и в 9.15) неизвестный передал "В самолет заложена взрывчатка" Аноним был найден, несмотря на то, что звонил по телефону-автомату.

- Ну подростки - еще понятно, - говорю, возвращая Красильникову список, - трудный возраст, дурное влияние. А взрослые? Они-то как мотивируют свои действия?

- Некоторые звонят в пьяном угаре. Тут комментировать нечего. Некоторые ссылаются на "объективные" причины. Например, 5 сентября после трех звонков в ашхабадский аэропорт с требованием вернуть самолет, который может взорваться, был задержан студент 5-го курса исторического факультета ТТУ А. К. Ниязов. Пытался оправдать свой поступок страстным желанием вернуть возлюбленную, улетающую в Москву.

Вы поверите в искренность такого заявления? Никто и не поверил. Ниязова отчислили с исторического факультета университета, исключили из комсомола. А недавно Ашхабадский городской суд на основании закона приговорил "героя- любовника" к трем годам лишения свободы условно, с направлением на стройки народного хозяйства. Кроме того, ему пришлось возместить государству ущерб в размере 6400 рублей.

Пусть над этим финалом задумаются и другие "шутники", которые еще числятся в розыске, а также и те, кто только вынашивает мысли о дерзких розыгрышах. Шансов уйти от ответственности у них не так много. Дело в том, что каждый телефонный сигнал, содержащий информацию об угрозе взрыва воздушного судна, записывается на пленку. Средства записи имеют и милиция, и службы гражданской авиации повсеместно. А специалисты, которые занимаются расследованием анонимных сигналов, с высокой точностью проводят идентификацию голосов...

Впрочем, раскрывать все карты нельзя. Это будет на руку преступникам. Я не оговорился. Действия "шутников", страдающих опасным для общества недугом - дефицитом совести, квалифицируются как злостное хулиганство и наказываются по статье 206 (ч. II) УК РСФСР, а также по аналогичным статьям уголовных кодексов союзных республик.

Хотел было ставить последнюю точку. Но поступила новая тревожная информация. И снова из Ашхабада, 20 ноября там у трапа Ту-154, вылетавшего рейсом N 5241 по маршруту Ашхабад - Ростов - Киев, задержали С. Ф. Щербатко - сварщика ашхабадского завода "Красный металлист", который утверждал, что подложил в салон бомбу.

Свидетели подтвердили видели, как неизвестный гражданин со свертком в руках перескочил через ограждение на летное поле и побежал к самолету.

Обратно по трапу он спустился без ноши. Пассажиров, которые уже заняли свои места согласно купленным билетам, пришлось срочно эвакуировать. Специалисты самым тщательным образом осмотрели самолет. Взрывчатки не нашли.

Тогда Щербатко заявил, что всего-навсего решил проститься с бабушкой. Раньше не успел. А сверток? Сверток безобидный - в нем цветы.

Не знаю, как отнеслась к поступку любящего внука бабушка после дополнительного двухчасового ожидания взлета и новой проверки в зале спецконтроля. А вот Аэрофлот предъявил Щербатко иск на сумму 3200 рублей. Против него возбуждено уголовное дело. Меру ответственности определит суд.

Надо думать, закон будет соблюден. И все-таки... Так ли он совершенен? Может быть, теперь, в пору подготовки нового уголовного законодательства, стоит разработать, ввести в него и статью, которая предусматривала бы наказание не за хулиганство вообще, а конкретно за действия, причинившие экономический ущерб Аэрофлоту, материальные и моральные издержки его пассажирам, равно как и за попытку их причинить?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно