Примерное время чтения: 3 минуты
166

Иного пути нет

Демократия, гласность, самоуправление - это ли не ростки нового?! Гражданские свободы перестали быть декларативными, принцип "разрешено все, что не запрещено" обрел признание и реальное воплощение.

В газетах, журналах публикуются закрытые ранее данные о продолжительности жизни и детской смертности, обнародуется статистика преступности, сообщаются сведения о железнодорожных авариях, националистических выступлениях... Вспомним слова Владимира Ильича Ленина: "...государство сильно... тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить..."

Ленинские принципы положены в основу огромной работы партии по развитию гласности и социалистической демократии. Опыт прошлого учит: когда они предаются забвению, начинаются серьезные сбои во всех областях жизни общества политической, экономической, правовой. Отсюда произросли корни сталинщины, здесь надо искать причины отставаний в экономике и снижения благосостояния людей.

Сегодня открывается небывалый простор для инициативы и самостоятельности. Но умеем ли мы пользоваться обретенной свободой? Оказывается, не всегда - срабатывает привычка оглядываться на вышестоящие инстанции и ссылаться на параграфы инструкций, приказов. А уж как нам не хватает опыта, когда надо выдвинуть свои законные требования, защитить права, сплотиться и повести за собой других.

Одна из центральных газет опубликовала письмо читателя: "Прошлые десятилетия выработали у многих убеждение: мы с рождения и до самой смерти находимся за спиной государства. Оно защитит, оно поможет, в общем сделает все за нас. Но в то же время привычка перекладывать все на чужие плечи приводила, мне кажется, и к распространению общественного инфантилизма. Вольно или невольно мы таким образом культивировали социальное иждивенчество".

Уж кому, как не бюрократу, на руку подобные умонастроения. Ведь по сути, социальные иждивенцы - его опора. Они удобны, потому что в перестройке участвуют как бы по указке "сверху", и никаких тебе незапланированных инициатив "снизу", а значит, и риска с ними никакого нет.

Но если уж быть до конца честными, то перестраховщиками оказались не только бюрократы, но и иные из нас, умом и сердцем принявшие перестройку. Засомневались же: не далеко ли зашла демократия, породившая разного рода неформальные политические объединения, стихийно возникающие демонстрации? Да и нужно ли всем говорить обо всем? Другими словами, по Сеньке ли шапка, то бишь гласность?

Да, мы только учимся жить по-новому, в условиях демократии и гласности. Но чтобы победить, преодолеть силы, тормозящие процесс обновления, сначала надо преодолеть их в себе, ведь главная борьба идет сейчас в нашем сознании. Оно, к сожалению, устроено так, что даже после уничтожения внешней принудительной силы еще долго не может обновиться. Это долгий путь. Но мы его должны пройти, потому что иного нам не дано.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно