Примерное время чтения: 7 минут
202

ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ. Почему к нам не едут "звезды"

В конце прошлого года "АиФ" критиковали гастроли в нашей стране "Томас Андерс шоу" и работу Госконцерта СССР. Во многом упреки были справедливы: указывалось на невысокий уровень гастролеров, нечастое посещение Советского Союза "звездами" и т. д. Интересно, а что по этому поводу думают сами работники Госконцерта?

В. Устинов, Ленинград

На некоторые вопросы читателей "АиФ" отвечают заместитель директора Госконцерта СССР В. В. СУХАНОВ и начальник коммерческого отдела И. Д. ДОЛИДЗЕ.

СУХАНОВ. Начну с того, что в задачи Госконцерта СССР, помимо приглашений к нам в страну исполнителей высочайшего профессионального уровня, входит еще и знакомство советской аудитории с многообразием мировой культуры вне зависимости от уровня, которого достигла та или иная страна. Конечно, развивающиеся страны не располагают такими, скажем, пианистами, как страны Западной Европы, и, тем не менее, мы с ними сотрудничаем. Я считаю, что это правильная политика.

С другой стороны, акцент в печати делается в основном на гастроли эстрадных исполнителей. Понятно, что эстрадное искусство любимо в народе, но оно не едино. Основа культуры - все- таки филармонический жанр, который и составляет большую часть репертуара Госконцерта. Только в этом году в Советском Союзе выступали симфонический оркестр Нью-йоркской филармонии, оркестр и хор Чешской филармонии, симфонический оркестр Би-би-си (Уэльс) и многие другие. Из популярной музыки: "Уишбон Эш", П. Уилсон, "Скорпионс", "Йа-йа", "Статус Кво".

КОРР. Каковы основные причины, которые тормозят и мешают нормальной работе Госконцерта?

СУХАНОВ. Несмотря на то, что мы не снимаем с себя ответственности за определенные просчеты в работе, существуют проблемы, решение которых выходит за рамки возможностей Госконцерта.

Скажем, проблема концертных залов. К сожалению, за 70 лет существования Советской власти даже в Москве не было построено ни одного хорошего акустического зала. Нашим гостям негде играть. Нет качественных инструментов. Это, кстати, одни из многих причин, из-за которых в нашу страну не хотят приезжать выдающиеся исполнители филармонического жанра.

ДОЛИДЗЕ. Их останавливает не только это, но и те условия проживания, которые мы им можем предложить. Собственно, "звезды" хотят жить в тех же условиях, к которым привыкли на Западе. А мы их даже в столице обеспечить этим не можем!

СУХАНОВ. Дело в том, что собственной гостиницы у Госконцерта нет, все лучшие гостиницы находятся в ведении "Интуриста". Эта организация работает на хозрасчете и, естественно, заинтересована в получении валюты. А поскольку мы валютой платить не можем, то получается, что "Интуристу" выгоднее селить у себя крестьян из Баварии, чем музыкантов с мировыми именами. И даже там, где нам удается договориться, постоянно возникают какие-то недоразумения. Так, в прошлом году мы неоднократно получали отказы из разных гостиниц Москвы, хотя были уже подписаны контракты и запланированы гастроли. Можно ли решить эту проблему? Можно, если передать Госконцерту, допустим, блок гостиницы "Россия". Вот тогда бы не было разговоров о том, что мы плохо разместили тех, плохо разместили этих. Тогда бы не отключали в номерах свет и горячую воду, как это нередко бывает сейчас. Уверен, что мы ликвидировали бы клопов и тараканов, которые, кстати, есть даже в гостиницах "Интуриста". Это только то, что касается бытовых условий.

А если приезжают эстрадные или рок-исполнители, мы должны пройти тысячу согласований: договориться с дворцами спорта, горкомами и другими организациями, которым они подчинены. В итоге получается, что мы от всех зависим. И нас в любой момент могут подвести. Пример: подписали договор о гастролях "Скорпионс", а в последнюю минуту нам сказали, что эта группа не может выступать в Москве. В конце концов Госконцерт СССР, страна потеряли около 100 тыс., не говоря о моральном ущербе. Ведь мы так и не смогли объяснить музыкантам, почему им отказали в выступлениях в столице Советского Союза, и они так и уехали в недоумении. Я считаю, что раз Госконцерт работает с зарубежными исполнителями, он должен нести ответственность за все.

КОРР. Почему данные о гонорарах гастролеров являются коммерческой тайной, ведь на Западе эти суммы открыты для обсуждения?

ДОЛИДЗЕ. Конечно же, это не государственная тайна, но это действительно является коммерческой тайной. Почему? Во-первых, после того как Госконцерт объявит в прессе, что, допустим, гонорар такой-то группы составляет 5 тыс. долларов, то уже другая группа такого же уровня к нам за меньшие деньги не приедет. Во-вторых, надо учесть, что все западные исполнители и группы выступают у нас за гораздо меньшие гонорары, чем в Западной и даже Восточной Европе, и менеджеры, дабы не вызывать лишних разговоров в среде своих коллег, просят, чтобы условия сделки не разглашались.

КОРР. Расскажите, пожалуйста, о принципах отбора зарубежных артистов. Читатели предлагают сделать этот отбор предметом открытого обсуждения. Что вы по этому поводу думаете?

СУХАНОВ. Имена "звезд" как филармонического, так и эстрадного жанра, естественно, хорошо известны и Госконцерту. В первую же очередь при отборе исполнителей мы интересуемся их идейно-художественным и профессиональным уровнем. Во-вторых, "звезды" очень недешево стоят. Например, Паваротти может получить за один концерт до 100 тыс. долларов. А гонорары поп-музыкантов, таких, как, например, Майкл Джексон, исчисляются вообще шестизначными цифрами. Понятно, что такими деньгами мы не обладаем. Другое дело, что мы пытаемся как-то уговорить артистов, предлагая различные варианты сотрудничества западным музыкантам. Но только Госконцерт найдет какое-то решение - на пути возникают многочисленные бюрократические барьеры. Так, мы договорились с группой "Европа" о гастролях с условием выпуска у нас их пластинки. Хотя их прокатная стоимость - 30 тыс. долларов в день, артисты все же согласились на наши скромные гонорары. Но, к сожалению, гастроли не состоялись, так как переговоры с "Международной книгой" окончились безрезультатно.

И третье, раз мы все-таки приглашаем к себе дорогостоящие коллективы, то стремимся провести гастроли с наибольшей экономической выгодой. Но как это сделать?

ДОЛИДЗЕ. В Венгрии, например, устраивают концерты не только в залах, но и на стадионах, поднимая стоимость билетов до 15 руб. в пересчете на наши деньги. У нас же средняя цена на билеты достигла 6 руб. Это уже недешево при нашей с вами зарплате. И гастролируют "звезды" в основном в Москве и Ленинграде, потому что в других городах нет больших залов. О концертах же на стадионах по ряду организационных причин пока и речи не идет.

СУХАНОВ. Что касается самого отбора, то это не решается кем-то единолично. На основе рекомендательных списков, которые предоставляют нам посольства или наши гастролеры, мы запрашиваем видеорекламу или пластинку, приглашаем экспертов, ведущих музыкантов.

КОРР. Одна из основных проблем Госконцерта, как я понял, отсутствие достаточных валютных средств. Но читатели указывают на то, что во многих социалистических странах дела с гастролями обстоят значительно лучше.

ДОЛИДЗЕ. Да, но Венгрия или Польша находятся в несколько ином положении, чем мы, даже географически. Например, когда гастролирует какая-нибудь "звезда" в Западной Европе, ей не составляет труда "завернуть" на 2-3 дня, допустим, в Будапешт, чтобы дать несколько концертов на стадионе при огромном скоплении людей. Теперь же о ситуации в нашей стране. Многие задают вопрос: можно ли сделать более разнообразной гастрольную афишу Госконцерта? Можно. Сейчас мы зарабатываем валюту и всю ее отдаем в бюджет, а после этого кто-то на каком-то уровне решает: сколько же выделить Госконцерту денег из этой суммы, чтобы он снова смог пригласить зарубежных исполнителей. Эти две цифры между собой никак не взаимосвязаны. Кстати, за последние два года Госконцерт увеличил прибыль в валюте в 2 раза. И мы добиваемся того, чтобы получать из заработанной валюты определенные проценты. Именно так построена работа в ряде социалистических стран. Это позволит резко активизировать работу по приглашению выдающихся исполнителей в нашу страну.

Беседу вел Н. СОЛДАТЕНКОВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно